Формирование навыков правильного питания у младших школьников

Формирование навыков правильного питания у младших школьников

Питание – это одна из древнейших связей, которая соединяет человека с окружающей средой. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) на протяжении многих лет выдвигает инициативы по улучшению питания как основополагающего фактора здоровья взрослого и детского населения Земли. Детское питание напрямую влияет на процессы обмена веществ в организме и является одним из ключевых факторов, определяющих темпы роста ребенка, его гармоничное развитие, способность к различным видам и формам обучения, адекватную иммунную реакцию, устойчивость к действию инфекций и других неблагоприятных влияний внешней среды. Любые отклонения в процессе питания ребенка влекут за собой нежелательные физические и социальные последствия.

    К негативным последствиям относят дефицит или избыток пищевых веществ — как макро-, так и микронутриентов, приводящий к снижению массо- ростовых показателей, ожирению, анемии, йод-дефицитным состояниям, снижению эмоционального и мышечного тонуса, способности к обучению. Распространенность алиментарно-зависимых заболеваний как во всей популяции в России, так и среди детского населения остается высокой. Установлен дефицит нутриентов: кальция, витамина D, цинка, железа, йода, полиненасыщенных жирных кислот и др. В то же время быстро увеличивается число детей с избыточной массой тела и ожирением: в ходе крупномасштабного исследования детей в возрасте 5–17 лет избыточная масса тела зафиксирована у 21,9% мальчиков и 19,3% девочек, а ожирение — у 6,8% мальчиков и 5,3% девочек.

    Школьный возраст является ключевым периодом развития человеческого организма, в котором завершается формирование скелета, мускулатуры, происходит нервно- гормональная перестройка, лежащая в основе полового созревания подростков. На фоне всей физической перестройки повышаются нагрузки на психоэмоциональную сферу. Возрастают не только школьные нагрузки, но и напряжение, вызванное социальной адаптацией подростка. Дети школьного возраста относятся к биологически и социально уязвимой группе населения, чувствительной к нарушениям питания Все это создает определенные предпосылки к возникновению нарушений обмена веществ. В этом возрасте чаще отмечают наличие избыточной массы тела и ожирения, поражение кожи, повышение артериального давления, анемию, рост желудочно- кишечных заболеваний, патологию опорно-двигательного аппарата, нарушение зрения. Все эти заболевания в той или иной степени связаны с дефицитом в питании школьников полноценного белка, витаминов (D,А, Е,С,В1,В2 и др.), кальция и микроэлементов (железа, цинка, селена и йода), Омега- 3 жирных кислот. Это ведет к снижению умственной и физической работоспособности, ухудшая тем самым способность детей к обучению.

      Особенности питания младших школьников. Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу, с 6 - 7 до лет. В этом возрасте продолжается дальнейшее формирование организма (опорно-двигательного аппарата, сердечно- сосудистой, легочной и иммунной систем и т. д.). Ребенок быстро растет, увеличивается масса его тела, возрастает интенсивность обменных процессов. Активно развивается мозг - формируются новые психические функции, обеспечивающие возможность осуществления учебной деятельности - ведущей в этом возрасте

В этом возрасте особое значение приобретает вопрос организации правильного питания. Оно является одним из важнейших условий сохранения здоровья школьника, обеспечивает его организм необходимой для роста и развития энергией и пластическим материалом. Недостаточное, нерациональное питание в младшем школьном возрасте приводит к отставанию в весе и росте, физическом и психическом развитии, и, как считают специалисты, последствия этого после 13 лет уже не могут быть скорректированы за счет совершенствования рациона. Хотя в питании ребенка младшего школьного возраста используются те же продукты, что и в питании взрослого человека, количественный их набор, качественное соотношение и режим питания имеет существенные отличия. Так, традиционная формула, показывающая соотношение белков, жиров и углеводов, в которых нуждается взрослый человек, у ребенка имеет вид, поскольку из-за высокой интенсивности обменных процессов он нуждается в гораздо большем количестве энергии.

     Обязательное условие нормального физического развития ребенка - поступление с пищей животных белков. Вегетарианство, допустимое для взрослого человека, абсолютно неприемлемо для детей, так как белковое голодание приводит к нарушениям физического и умственного развития. В 9 лет у девочек и в 10 лет у мальчиков наблюдается напряжение желудочного пищеварения. Связано это с гормональными перестройками, происходящими в организме, и может проявляться в форме расстройства работы желудка. Это необходимо учитывать родителям и, по возможности, не давать детям грубую, тяжелую для переваривания пищу (жирную, пережаренную), а также пищу, содержащую много острых приправ, очень кислую и соленую.

     Для детей характерна повышенная проницаемость кишечной стенки, где происходят основные процессы переваривания и всасывания пищи. Из-за этого иногда в кровь попадают нерасщепленные белковые молекулы, которые могут вызвать иммунный ответ организма. Вот почему в дошкольном и младшем школьном возрасте у детей часто могут возникать аллергические реакции на поступление в организм той или иной пищи, токсикозы. Так как у ребенка пища покидает желудок примерно через каждые 4 - 5 часов, то и перерывы между приемами пищи не должны быть больше этого времени. Обычно для младшего школьника необходимо 4 или 5 приемов пищи. Типовые режимы питания могут меняться в зависимости от образа жизни ребенка, организации его учебной, спортивной и т. д. нагрузок. Однако надо всегда стремиться к тому, чтобы у ребенка выработалась привычка есть в строго определенные часы. Для организации рационального питания важно также учитывать многие факторы — национальные традиции, климатические условия., сезонные, экологические условия жизни.

 

Помощник врача по общей гигиене  Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике –Чувашии в г.Новочебоксарск: В.Д.Гаращенко.