Требования к реализации плодоовощной продукции.

Требования к реализации плодоовощной продукции.

Овощи и фрукты — основные поставщики витаминов, минеральных веществ и пищевых волокон, играющих важную роль в функционировании организма.

Безопасность продуктов — важнейшее их потребительское свойство, которое определяется как состояние, при котором риск вреда для жизни, здоровья и имущества потребителей ограничен определенным допустимым уровнем. Несоответствие нормативным требованиям является критическим дефектом, переводящим товары в категорию опасных для потребления. Такие товары не подлежат выпуску с производства и реализации конечному потребителю. В этой связи чрезвычайно важно знать требования нормативных документов, устанавливающих обязательные требования к безопасности конкретной продукции.

Документы, регламентирующие требования к реализации плодоовощной продукции в Российской Федерации:

-Федеральный закон Российской Федерации от 30 марта 1999 г № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

-ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»,
-ТР ТС 022/2011 «Требования к маркировке пищевой продукции»;

-СП 2.3.6.3668-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию»;

-«Правила продажи товаров по договору розничной купли-продажи», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 г. № 2463.

 Согласно требованиям санитарных правил СП 2.3.6.3668-20 в специализированных организациях торговли запрещается реализация загнивших, испорченных, с нарушением целостности кожуры овощей и фруктов. Отпуск плодоовощной переработанной продукции (квашеной, соленой, маринованной и др.), не упакованной в герметичную тару, должен осуществляться раздельно от реализации сырых овощей и фруктов с использованием специального инвентаря (ложки, вилки, щипцы). В период массового поступления овощей и фруктов, бахчевых культур допускается продажа с лотков, тележек и на открытых, специально оборудованных для этих целей площадках. При этом не допускается реализация картофеля, свежей плодоовощной продукции, в т.ч. бахчевых культур, навалом, с земли, продажа бахчевых культур частями и с надрезами.

Плодоовощная продукция, находящаяся в обращении, должна отвечать обязательным требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» по показателям безопасности и сопровождаться декларацией о соответствии и товаросопроводительной документацией, обеспечивающей прослеживаемость данной продукции. Плодоовощная продукция, находящаяся на хранении и в реализации, согласно данному техническому регламенту должна сопровождаться информацией об условиях хранения и сроке годности. В случае, если осуществляется реализация пищевой продукции, неупакованной в потребительскую упаковку, или часть информации о которой размещена на листах-вкладышах, прилагаемых к упаковке, продавец обязан довести информацию о такой продукции до потребителя.

       Маркировка плодоовощной продукции согласно техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» должна содержать следующие сведения: наименование продукции; количество продукции; дату изготовления продукции; срок годности продукции; условия хранения продукции, которые установлены изготовителем или предусмотрены техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции; место нахождения изготовителя, а также в случае реализации импортной плодоовощной продукции - наименование и место нахождения импортера; рекомендации и (или) ограничения по использованию, если ее использование без данных рекомендаций или ограничений затруднено, либо может причинить вред здоровью потребителей, их имуществу, привести к снижению или утрате вкусовых свойств пищевой продукции; сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов (ГМО), единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза. Предусмотренная и нанесенная в виде надписей маркировка плодоовощной продукции должна быть нанесена на русском языке.

Также, согласно «Правила продажи товаров по договору розничной купли-продажи» в случае осуществления продавцом предпродажного фасования и упаковки продовольственных товаров, на расфасованном товаре указывается его наименование, вес, цена за единицу измерения товара или вес (масса нетто) товара, цена отвеса, дата фасования и срок годности.

         Для того чтобы быть уверенными в происхождении и качестве приобретаемых овощей и фруктов и не стать обманутыми недобросовестными продавцами, потребителям необходимо следовать следующим правилам при покупке плодоовощной продукции:

·          приобретать овощи, фрукты необходимо в специализированных местах торговли (сельскохозяйственные рынки, магазины, павильоны), где реализуются товары, прошедшие санитарную экспертизу в лабораториях, что гарантирует безопасность продукции;

·          не стоит приобретать продукты в местах несанкционированной торговли, вдоль трасс, на стихийных торговых точках;

·          при покупке продукции обращайте внимание на санитарно-техническое и гигиеническое состояние торговой точки, наличие условий для соблюдения правил личной гигиены персоналом, обеспеченность санитарной одеждой;

·          при выборе овощей и фруктов обращайте внимание на внешний вид, целостность их кожуры;

·          чтобы убедиться в безопасности продукции, потребитель вправе потребовать у продавца ознакомить его с товаросопроводительной документацией, обеспечивающей её прослеживаемость.

 

 

 

 

Филиал «Центр гигиены и эпидемиологии в

Чувашской Республики –Чувашия в г.Новочебоксарске»

врач по общей гигиене                                                                                В.М.Александров