В последнее время, все большее количество людей предпочитают для передвижения не личный автомобиль или общественный транспорт, а воспользоваться услугами такси или каршеринга.
Каршеринг – вид краткосрочного пользования автомобилем, при котором одна из сторон не является его собственником. Это вариант аренды автомобиля у профильных компаний – юридических лиц или индивидуальных предпринимателей чаще всего используется для внутригородских и/или коротких поездок
Так как договор каршеринга заключается между организацией (индивидуальный предприниматель или юридическое лицо) и физическим лицом, использующим автомобиль для личных нужд, не связанных с извлечением прибыли, потребитель обладает всеми правами, предусмотренными дей-ствующим законодательством о защите прав потребителей.
Арендодатель обязан довести до сведения потребителя информацию о себе и предоставляемых услугах, которая в обязательном порядке должна содержать:
наименование организации или индивидуального предпринимателя, адрес и режим работы; для ИП: ФИО, адрес места осуществления деятельности, режим работы, сведения о госу-дарственной регистрации;
вид аренды (почасовая, посуточная, длительная),
транспортные средства, предоставляемые в аренду (марка, модель, год выпуска, вид управления – ручное управление, автоматическая трансмиссия, пробег автомобиля, имеющиеся и ранее устраненные недостатки);
цена;
сроки аренды;
документы, подтверждающие право исполнителя на предоставление транспортных средств в аренду, сведения о прохождении технического осмотра, технического обслуживания;
правила и условия эффективного и безопасного использования машины,
дополнительные услуги и их стоимость – например, предоставление детского удерживаю-щего устройства, навигатора.
Договор аренды транспортного средства должен быть заключен в письменной форме и содержать следующие сведения:
информация о транспортном средстве (марка, модель, VIN, цвет, государственный регистрационный знак и иные идентификационные данные в соответствии с паспортом транс-портного средства, а также пробег на момент заключения договора аренды);
срок аренды автомобиля и порядок оплаты;
условия о предоставлении транспортного средства и его возврата (место передачи транс-портного средства; состояние транспортного средства на момент передачи; принадлежности, подлежащие передаче с транспортным средством; состав документов, относящихся к транспортному средству);
лицо, которому предоставлено право управления, реквизиты доверенности на право управления;
права и обязанности сторон, в том числе право арендатора сдавать транспортное средство в субаренду и оказывать услуги по перевозке с использованием транспортного средства;
обязанность арендатора по содержанию транспортного средства;
наличие или отсутствие залога;
ответственность сторон;
основания и порядок расторжения договора;
адреса, реквизиты сторон.
Вместе с автомобилем потребителю передаются:
регистрационные документы (паспорт или свидетельство о государственной регистрации транспортного средства);
полис ОСАГО без ограничения лиц, допущенных к управлению транспортным средством; ключи от замка зажигания, багажника, сигнализации;
знак аварийной остановки;
медицинская аптечка;
огнетушитель.
Рекомендуем прежде, чем подписать договор аренды внимательно осмотреть автомобиль на пред-мет наличия царапин, сколов, вмятин на кузове, грязи в салоне. Выявленные недостатки лучше сфотографировать или записать на видео.
Не лишним будет также провести осмотр бардачка и багажника. В случае обнаружения посторонних предметов необходимо тут же уведомить об этом арендодателя.
Услуги такси регламентируются постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ок-тября 2020 года № 1586 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».
До подачи такси пассажиру обязаны сообщить:
номер принятого заказа
наименование перевозчика,
размер платы за перевозку легковым такси, причины ее возможного изменения,
исполнение дополнительных требований к перевозке,
планируемое время прибытия легкового такси.
Информация для пассажиров по прибытии такси:
местонахождение,государственный регистрационный номер,
марку и цвет кузова легкового такси,
фамилию, имя и отчество (при наличии) водителя,
фактическое время прибытия легкового такси.
Чек может быть выдан пассажиру такси в виде электронного документа или в бумажном виде. Маршрут такси определяется пассажиром. Если маршрут не указан, водитель такси должен следовать по кратчайшему пути или наименее время затратному пути. Оплата должна быть указана независимо от пробега такси и времени пользования такси, т.е. в виде фиксированной платы. Оплата также может быть установлена на основании тарифа исходя из расстояния или/и времени пользования такси.
Пассажирам запрещается:
провозить в качестве ручной клади вещи, которые загрязняют салон автомобиля, портят сидения, мешают водителю управлять легковым такси и пользоваться зеркалами заднего вида.
провозить зловонные и опасных (легковоспламеняющихся, взрывчатых, токсичных, коррозионных.) веществ, холодного и огнестрельного оружия без чехлов и упаковки, вещей (предметов).
Допускается перевозка в легковом такси собак в намордниках при наличии поводков и подстилок, а также мелких животных и птиц в специальных переносках, если это не мешает водителю управ-лять легковым такси и пользоваться зеркалами заднего вида. Багаж перевозится в багажном отсе-ке, с закрытой крышкой багажника.
На крыше такси следует устанавливается фонарь оранжевого цвета. На кузове такси размещаются контрастные квадраты расположенные в шахматном порядке.
На передней панели справа от водителя должна быть размещена информация:
полное или сокращенное наименование, адрес и номера контактных телефонов фрахтовщика,
номер выданного фрахтовщику разрешения по перевозке легковым такси,
срок действия указанного разрешения,
наименование органа, выдавшего разрешение;
тарифы.
Знайте, если вам не предоставлена полная достоверная информация о транспортном средстве, услуге, он вправе потребовать от исполнителя возмещения убытков, или в разумный срок отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за услугу суммы.
Изначально, для разрешения спора потребителю услуг необходимо обратиться к исполнителю с письменной претензией, в которой следует изложить свои требования. Вручить претензию необходимо в двух экземплярах лично исполнителю, либо направить ее по почте России на юридический адрес исполнителя заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения. В случае невозможности разрешения спора с исполнителем в досудебном порядке, потребитель име-ет право обратиться в суд.
Также можно обратиться с письменной жалобой в соответствующие надзорные органы:
В случае нарушений, связанных с транспортной безопасностью – в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта или ее территориальные органы.
При обмане или предоставлении неполной информации об услуге или транспортном средстве - в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей или её территориальные ор-ганы.
При отсутствии документов, подтверждающих оплату – в Федеральную налоговую службу или ее территориальные органы.
Желаем вам приятной и безопасной поездки!