В соответствии с положением ст. 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О за-щите прав потребителей», услуга общественного питания должна быть безопасной для жизни и здоровья потребителя.
При причинении вреда жизни и здоровью вследствие оказания услуг общественного питания не-надлежащего качества потребитель вправе:
- отказаться от исполнения договора, потребовать возврата денежных средств и полного возмещения убытков, причиненных в связи с недостатками услуги, в течение десяти дней со дня предъявления требований (ст. 29, ст. 31 Закона).
- требовать полного возмещение вреда, причинённого жизни, здоровью, имуществу, вследствие недостатков оказанной услуги. Важно отметить, что указанное право признается за любым потер-певшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с исполнителем или нет (ст. 14 Закона).
- требовать компенсации морального вреда (нравственных и физических страданий), причинённых по вине исполнителя (ст. 15 Закона).
Требования необходимо изложить в претензии. Претензия с указанием контактных данных потребителя, даты и подписи составляется в двух экземплярах, один из которых направляется на юри-дический адрес исполнителя заказным почтовым оправлением или вручается ему лично. В последнем случае на втором экземпляре претензии сотрудником исполнителя должна быть проставлена отметка о получении с указанием даты, фамилии имени отчества, должности лица, приняв-шего претензию.
Для фиксации факта получения исполнителем претензии или получения отказа в принятии пре-тензии указанные действия могут быть произведены в присутствии свидетелей или сопровождать-ся видеосъёмкой.
В случае неразрешения спора в досудебном порядке потребитель имеет право самостоятельно предъявить иск в суд:
по своему месту жительства или
по месту пребывания либо по месту нахождения ответчика, или
по месту заключения или исполнения договора.
Согласно п. 3 ст. 17 Закона, потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав.
В случае удовлетворения судом требований потребителя суд взыскивает с продавца за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя (ч. 6 ст. 13 Закона).
В принятия иска к производству, потребитель, основываясь на положении ст. 40 Закона, может обратиться в суд с ходатайством о привлечении Управления для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителя.
Потребитель также вправе обратиться в территориальный отдел с заявлением о судебной защите нарушенных прав.
Важно отметить, что доказательства, необходимые для обращения территориального отдела с ис-ковым заявлением в судебный орган, должны быть собраны с участием заявителя. Сведения, яв-ляющиеся доказательствами по делу, могут быть получены из показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, фотоснимков.
Необходимо учесть, что приведенный порядок является общим. Каждая спорная ситуация, связан-ная с оказанием потребителю услуг ненадлежащего качества, требует отдельного анализа.
Об изменениях в правовом регулировании, затрагивающем сферу деятельности Роспотребнадзора
Согласно постановления Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2023 г. № 1899 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 №1956», расширен перечень изделий товаров легкой промышленности, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.
В связи с чем, до конца марта 2024 года участники оборота вправе маркировать ряд товаров лег-кой промышленности, на которые ранее не наносили средства идентификации.
Среди них:
- производственные и профессиональные комплекты, костюмы, куртки (пиджаки или жакеты) и блейзеры (спецодежда);
- трикотажные или вязаные рубашки для мужчин или мальчиков;
- джемперы, пуловеры, кардиганы, жилеты и аналогичные трикотажные либо вязаные изделия;
- трикотажные или вязаные пальто, куртки, плащи, ветровки, спортивные и лыжные костюмы;
- платья и юбки из текстильных материалов, кроме трикотажных либо вязаных.
При этом, обязанность нанесения средств идентификации на данные изделия (их потребитель-скую упаковку, ярлык или этикетку) возникает с 01 апреля 2024 года.
Маркировка товаров легкой промышленности призвана не только сократить объем нелегального оборота, но и повысить гарантию прав потребителей на приобретение качественных изделий. Цифровой код DataMatrix, нанесенный на товар, может проверить каждый потребитель с помощью специального бесплатного приложения в своем смартфоне, а органам, уполномоченным осу-ществлять контроль за маркировкой этой группы товаров, он укажет, кроме прочего, происхождение товара и его путь от производителя (импортера) до точки продажи.
Средство идентификации товаров легкой промышленности - это код маркировки в машиночитаемой форме, представленный в виде штрихового кода в формате DataMatrix. Информация в нем зашифрована и защищена от подделки с помощью криптографических технологий.
Уникальный цифровой штрихкод DataMatrix - это паспорт, который невозможно потерять или подделать. Отсканировав его с помощью специального приложения на смартфоне («Честный знак»), потребитель узнает необходимые сведения о товаре.
Средство идентификации не должно печататься на прозрачной оберточной пленке или каком-либо другом внешнем оберточном материале и перекрываться другой информацией.
Ответственность за реализацию, хранение с целью сбыта (продажи) товаров и продукции, подле-жащих маркировке, на которых отсутствует последняя, установлена ст. 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность участников оборота за непредставление сведений и (или) нарушение порядка и сроков представления сведений либо представление неполных и (или) недостоверных сведений оператору государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подле-жащих обязательной маркировке средствами идентификации (ст. 15.12.1.).
Контроль за оборотом на территории Российской Федерации товаров легкой промышленности осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
О маркировке непродовольственных товаров средствами идентификации
Начиная с определенного времени введена обязательная маркировка ряда непродовольственных товаров средствами идентификации.
На сегодняшний день запрещается производство, оборот и продажа немаркированной обуви, шуб и меховых изделий, шин, товаров легкой промышленности, фототоваров, парфюмерной продукции.
Честный ЗНАК — это система маркировки, которая призвана дать потребителю информацию о происхождении товара.
Суть в том, что в специальный цифровой код на упаковке закладывают всю информацию о товаре. Более того, данные заносятся в Национальный каталог товаров. И любой желающий может по-смотреть, что попало под маркировку.
Маркировка товаров позволяет узнать всю историю конкретного товара — где он был изготовлен, из каких материалов, его параметры. Эта информация будет полезна всем участникам торгового процесса.Производители могут отслеживать путь товара и тем самым снизить какие-то издержки. В итоге появится возможность увеличить объемы производства или уменьшить стоимость продукции.
Продавцы будут уверены, что торгуют только легальным товаром, а это, в свою очередь, повысит доверие клиентов. Также маркировка предполагает электронный документооборот, что гораздо проще и быстрее при оформлении товаров.
Покупатели, отсканировав цифровой код, получат всю необходимую информацию. И главное — убедятся, что их никто не обманывает и они не покупают товар неизвестного происхождения.
Простыми словами, маркировка позволяет производителям и продавцам вносить информацию о товаре в систему, а покупателям — получать ее в простом и доступном виде.
В качестве средства идентификации для товаров используется двухмерный штриховой код в фор-мате Data Matrix, наносимый в соответствии с требованиями национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р ИСО/МЭК 16022-2008 «Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Спецификация символики Data Matrix». Data Matrix наносится на потребительскую упаковку, или на товары, или на товарный ярлык.
Цифровой код DataMatrix, нанесенный на товар, может проверить каждый потребитель с помощью специального бесплатного приложения в своем смартфоне, а органам, уполномоченным осу-ществлять контроль за маркировкой этой группы товаров, он укажет, кроме прочего, происхождение товара и его путь от производителя (импортера) до точки продажи. Каждый потребитель мо-жет скачать на свой телефон приложение Честный знак.
Работает Единый консультационный центр, который функционирует в круглосуточном режи-ме, по телефону 8 800 555 49 43 (звонок бесплатный), без выходных дней на русском и английском языках.
Дополнительно информируем, что функционирует Государственный информационный ресурс для потребителей https://zpp.rospotrebnadzor.ru. Каждый потребитель может ознакомиться с многочисленными памятками, обучающими видеороликами, образцами претензионных и исковых заявлений. На ресурсе размещена вся информация о судебной практике Роспотребнадзора в сфере защи-ты прав потребителей.