Роспотребнадзор: основные нарушения прав потребителей при ремонте телефонов, бытовой и компьютерной техники

В Роспотребнадзор продолжают поступать обращения граждан, в которых указывается на нару-шения их прав сервисными центрами и организациями, производящими ремонт бытовой и ком-пьютерной техники. В недобросовестных ремонтных мастерских и сервисных центрах потреби-телям, как правило, обещают сделать бесплатную диагностику и установить причину поломки. Договор не заключается, документы о приеме товара не составляются в нарушение требований законодательства. Очень часто уже через несколько дней работники мастерской или сервисного центра сообщают по телефону, что товар отремонтировали и его можно забирать. При этом назы-вают стоимость ремонта, которая может доходить до 80% от цены нового товара. 

Естественно, заказчик не рассчитывает на такой дорогостоящий ремонт. Тогда в ход идут уловки, связанные с угрозами невозврата «отремонтированной» техники и даже реализации в счет обра-зовавшегося долга. 

В настоящее время помимо Закона «О защите прав потребителей» действуют также Правила бы-тового обслуживания населения, утвержденные постановлением Правительства Российской Фе-дерации от 21.09.2020 N 1514 (далее- Правила).  Правилами (пункт 4) предусмотрено, что договор о выполнении работ оформляется в письменной форме (квитанция, иной документ) и должен со-держать, в том числе, следующие сведения: 

· вид работы; 

· цена работы; 

· точное наименование, описание и цена материалов (вещи), если работа выполняется из материа-лов исполнителя или из материалов (с вещью) потребителя; 

· отметку об оплате потребителем полной цены работы либо о внесенном авансе при оформлении договора, если такая оплата была произведена; 

Один экземпляр договора о выполнении работ выдается исполнителем потребителю. Только До-говор о выполнении работ в отношении работы, исполняемой в присутствии потребителя (например, диагностика неисправной техники), может оформляться также путем выдачи кассово-го чека, билета и др. 

Помимо этого, статья 35 Закона «О защите прав потребителей» устанавливает, что исполнитель отвечает за сохранность переданной в ремонт вещи. 

Диагностика оборудования или устранение недостатков являются возмездной работой и подпа-дают под правовое регулирование Правил, следовательно, должны во всех случаях сопровож-даться заключением договора в письменной форме. Если договор не содержит точного наимено-вания, описания и цены вещи, переданной потребителем, вид выполняемой работы и ее цену - исполнитель не вправе требовать с потребителя какой-либо оплаты за произведенные работы и должен вернуть потребителю вещь, поскольку не имеет законных оснований для ее удержания. 

При поиске сервисного центра или ремонтной службы, а также сдаче в ремонт неисправной вещи Роспотребнадзор рекомендует придерживаться следующих правил. 

1. Недобросовестные исполнители не могут скрыть свою репутацию, в Интернете Вы найдете много негативных отзывов о компаниях, которые часто нарушают права потребителей. 

2. Клиентоориентированность начинается с вывески. Компания, которая не хочет привлекать лишнее внимание не будет указывать на вывеске юридически значимую информацию о себе. Кроме того, посмотрите, есть ли в месте приемки товаров в ремонт следующая информация: 

· перечень оказываемых выполняемых работ, форм и (или) условий их предоставления; 

· указание на обозначение стандартов (при наличии), в соответствии с которыми выполняются работы; 

· сроки выполнения работ; 

· данные о конкретном лице, которое будет выполнять работу, если эти данные имеют значение исходя из характера работы; 

· требования, которые должны обеспечивать безопасность выполняемой работы для потребителя, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя; 

· образцы договоров (квитанций, иных документов) о выполнении работ; 

· образцы (модели) изготавливаемых изделий либо их эскизы; 

· перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при выполнении работ в соответствии с федеральными законами и иными нор-мативными правовыми актами Российской Федерации. 

Эта информация должна находиться в удобном и доступном для обозрения месте. 

3. Помните, что потребитель обязан оплатить выполненную исполнителем в полном объеме рабо-ту после ее принятия. Только с Вашего согласия работа может быть оплачена при заключении до-говора в полном размере или путем выдачи аванса. У сервисного центра остается Ваша вещь и если исполнитель уверен в качестве своей работы, он не будет настаивать на большой предопла-те. 

4. Поинтересуйтесь, есть ли у исполнителя кассовый аппарат. Передача аванса обязательно долж-на сопровождаться выдачей кассового чека в бумажной или электронной форме. Кроме того, сформированные с использованием онлайн-касс чеки с QR-кодом, полученные при оплате работ, хранятся в информационном «облаке» налоговой службы. В настоящее время чек можно полу-чить на электронный адрес или на номер мобильного телефона. Кроме того, потребитель может проверить достоверность выданного ему чека при помощи мобильного приложения «Проверка чека ФНС России» и сообщить о нарушении. Расчеты на банковскую карту мастера недопустимы. Кроме того, документ по такой операции никак не связан с личностью исполнителя, указанного в договоре, поэтому Вы не сможете доказать факт предоплаты, если потребуется. 

5. Ни при каких условиях не соглашайтесь на ремонт, если Вам не предлагают заключить договор и подписать акт приемки неисправной вещи. 

6. При ознакомлении с договором, обратите внимание на выполнение пункта 4 Правил. Вот пол-ный перечень условий, которые должны быть зафиксированы в договоре: 

· фирменное наименование (наименование) и место нахождения (адрес) организации-исполнителя (для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество (при наличии), сведения о государственной регистрации), идентификационный номер налогоплательщика; 

· вид работы; 

· цена работы; 

· точное наименование, описание и цена материалов (вещи), если работа выполняется из материа-лов исполнителя или из материалов (с вещью) потребителя; 

· отметка об оплате потребителем полной цены работы либо о внесенном авансе при оформлении договора, если такая оплата была произведена; 

· даты приема и исполнения заказа; 

· гарантийные сроки на результаты работы, если они установлены федеральными законами, ины-ми нормативными правовыми актами Российской Федерации или договором о выполнении работ либо предусмотрены обычаем делового оборота; 

· другие необходимые данные, связанные со спецификой выполняемых работ; 

· должность лица, принявшего заказ, и его подпись, а также подпись потребителя, сдавшего заказ. 

7. Обязательно прочитайте договор (его образец, который должен быть в «уголке потребителя»). Вас должны насторожить такие условия, как «право исполнителя в одностороннем порядке изме-нить вид работ или их стоимость», отсутствие гарантийного срока или его формальный характер (например, 7 дней) на результаты выполненных работ, отсылка в договоре к другим документам (тарифы, условия, приложения), которые размещены в Интернете, но не предъявляются для озна-комления и не передаются вместе с договором. 

8. При выдаче отремонтированной бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов исполнитель обязан их осмотреть и продемонстрировать их работу (пункт 17 Правил). 

9. При обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недо-статков в работе потребитель должен заявить об этом исполнителю. Указанные недостатки долж-ны быть описаны в акте либо в ином документе, удостоверяющем приемку. Требуйте составления такого акта, ссылаясь на пункт 12 Правил. 

10. После окончания работ требуйте подписания двустороннего акта о приемке работ или про-ставления соответствующей отметки в договоре.