Международный
день отказа от покупок ежегодно отмечается во всем мире в конце ноября, в традиционное
время начала новогодних распродаж одновременно с «Черной пятницей». Ежегодно в
конце ноября люди во многих странах мира на сутки отказываются от любых
покупок, напоминая себе о том, что чрезмерное потребление – опасная
общественная тенденция.
Присоединиться
к участию в данной акции можно самостоятельно, на 24 часа отказавших от любых
покупок. Это и станет первым шагом к отказу от приобретения ненужных вещей ради
процесса осознанного, рационального потребления. Именно в этот день
общественные активисты призывают максимально здраво относиться к своим покупкам
и протестуют против общества потребления.
Впервые
день отказа от покупок отметили в Канаде в сентябре 1992 года. Через пять лет
его стали проводить по всей Северной Америке в «Черную пятницу». Всемирный
масштаб этот праздник приобрел в 2001 году. Сейчас к акции по отказу от покупок
присоединилось более 60 стран, в том числе и Российская Федерация.
В
Российской Федерации основным законом, регулирующим отношения в сфере защиты
прав потребителей, является Закон Российской Федерации от 07.02.1992 г. №2300-1
«О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей).
Возврат
товара ненадлежащего качества – это законное право каждого гражданина,
закрепленное Законом о защите прав потребителей. Права потребителя при
обнаружении в товаре недостатков установлены статьей 18 Закона о защите прав
потребителей. Так, потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если
они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе заявить одно из
требований:
- потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и
(или) артикула);
- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
При этом
потребитель вправе требовать также полного возмещения убытков, причиненных ему
вследствие продажи товара ненадлежащего качества.
В
отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем
недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и
потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование
о его замене на товар этой же марки или на такой же товар другой марки
с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение 15 дней
со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные
требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
-
обнаружение существенного
недостатка товара;
-
нарушение установленных настоящим Законом сроков
устранения недостатков товара;
-
невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в
совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его
различных недостатков.
За
просрочку удовлетворения требований потребителя Продавец уплачивает Покупателю
неустойку за каждый день просрочки в размере одного процента цены товара (ст.
23 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Кроме
того, потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего
качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был
приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону,
расцветке, размеру или комплектации (статья 25 Закона о защите прав
потребителей).
Потребитель
имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение
четырнадцати дней, не считая дня его покупки.
Обмен
непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный
товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские
свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый
чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у
потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату
товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские
показания.
Перечень
товаров, не подлежащих обмену, утверждается Правительством Российской
Федерации.
В случае
если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу,
потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и
потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Требование
потребителя о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит
удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара.