Закон РФ
от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон «О защите
прав потребителей») предусматривает возможность разрешения спорных ситуаций
между потребителем и продавцом (изготовителем, исполнителем) во внесудебном
порядке.
Чтобы
разрешить конфликт, возникший между продавцом (изготовителем) и потребителем,
не обязательно сразу обращаться в суд.
Внесудебный
(претензионный) порядок урегулирования спора состоит в том, что потребитель может
предъявить требования о защите своего права непосредственно продавцу
(изготовителю) путем подачи письменного документа – претензии.
Досудебный
порядок рассмотрения требований потребителя позволяет быстро восстановить нарушенное
право и избежать судебных расходов.
В Законе
РФ "О защите прав потребителей" предусмотрена ответственность за
добровольный отказ удовлетворения обоснованных требований потребителя. В
соответствии с п. 6 ст. 13 вышеуказанного закона суд при удовлетворении
требований потребителя вправе вынести решение о взыскании с продавца
(изготовителя), нарушившего права потребителя, штрафа в пользу потребителя (в
размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя) за несоблюдение
добровольного порядка удовлетворения требований потребителя.
Таким
образом, добровольное удовлетворение претензионных требований – формальная
обязанность продавца. И в разрешении спора в досудебном порядке продавец также
заинтересован.
Если в
купленном товаре обнаружился недостаток, то необходимо известить вторую сторону
о случившемся. Для этого необходимо написать претензию в двух экземплярах. В
ней должны быть отражены следующие пункты: полное наименование организации
(индивидуального предпринимателя) и его юридический (фактический) адрес;
фамилия, имя, отчество (полностью) и домашний адрес потребителя, кратко описаны
дефекты товара; сформулированы требования потребителя заявленные согласно ст.
18 Закона РФ «О защите прав потребителей».
К
претензии следует приложить копии документов, подтверждающих приобретение
товара именно в данном торговом предприятии. Один экземпляр претензии
передается продавцу (изготовителю), а на втором продавец (изготовитель) делает
отметку о получении претензии потребителя путем проставления даты получения,
печати организации и Ф.И.О., подписи лица, принявшего претензию. Получив
претензию, продавец (изготовитель) должен известить потребителя о своих намерениях
(в письменной форме).
Если
ответ продавца не поступил или не устраивает потребителя, потребитель, еще раз
оценив правомерность своих требований, имеет право обратится за защитой своих
прав в суд.