С 1 января 2021 года в силу вступило постановление
Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2463«Об утверждении Правил
продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров
длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя
о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими
свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных
товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений
в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Правила).
Одним из
нововведений стало требование об обязательном направлении ответа потребителю в
отношении заявленных претензий продавцу (п.5 Правил).
Так, в
случае, если у потребителя есть обоснованные претензии к продавцу по
поводу качества товара, он может их предъявить в установленном порядке.
Целесообразно
изложить требования в письменной форме. В претензии указать:
сведения
о продавце - получателе претензии (наименование организации или Ф.И.О. предпринимателя,
место нахождения, иная контактная информация);
сведения о
заявителе (Ф.И.О., адрес, контактный телефон);
стоимость,
дату и место приобретения товара, способ его оплаты,
наименование
и иные данные, позволяющие идентифицировать товар (например: артикул, серийный
номер и т.д.),
описание
выявленного недостатка и обстоятельств его обнаружения;
требование
к продавцу.
Обратите
внимание, что потребитель согласно ст. 18 Закона РФ «О защите прав
потребителей» может предъявить продавцу по своему выбору одно их требований,
перечисленных в указанной статье, если они обнаружены в течение
гарантийного срока или срока годности. Следовательно, потребителю до
предъявления претензии необходимо определиться с конкретным
требованием и четко изложить его в тексте претензии. Такое
требование может быть заменено лишь в случае просрочки исполнения
изначально заявленного требования потребителя.
Вручить
претензию можно несколькими способами: нарочно продавцу с обязательным проставлением
отметки о вручении; направить посредством почтовой связи заказным письмом с
уведомлением и описью вложения на юридический адрес организации или адрес
регистрации индивидуального предпринимателя;направить претензию по электронной
почте, в случае, если в договоре в графе «реквизиты сторон» указан такой адрес
в качестве контактных реквизитов продавца.
Одновременно
с претензией передается продавцу некачественный товар или предлагается
его забрать у потребителя, если его вес более пяти килограммов.
Продавец
обязан его принять и при необходимости провести проверку качества товара, в
которой потребитель может участвовать.
Если
продавец отказался принять некачественный товар, необходимо отразить этот факт
в претензии и обозначить срок принятия у потребителя товара.
В
претензии укажите разумный срок ее рассмотрения, который должен учитывать сроки
удовлетворения требований потребителя, установленные статьями 20, 21 и 22
Закона РФ «О защите прав потребителей», а также необходимость совершения
продавцом комплекса действий в этой связи: принять такой товар, а
при необходимости провести проверку качества товара.
Продавец
должен исполнить требования потребителя в определенные сроки, например:
-устранить
недостатки в товаре - если срок устранения недостатков в товаре не определен в
договоре, то незамедлительно (не более 45 календарных дней),
-предоставить
на период ремонта или замены аналогичный товар длительного пользования - в течение
3-х дней со дня предъявления требования,
заменить
товар ненадлежащего качества на новый товар - в течение 7 дней со дня
предъявления требования; при необходимости дополнительной проверки качества – в
течение 20 дней; при отсутствии необходимого товара – в течение месяца,
-возвратить
сумму предварительной оплаты товара, не переданного продавцом в срок, установленный
в договоре - в течение 10 дней со дня предъявления требования.
На
указанные требования в соответствии с п. 5 Правил продавец должен направить
потребителю ответ любым доступным способом.
В случае,
если ответ на претензию потребителю не был направлен в установленный законом
срок, он может обратиться к продавцу с заявлением о нарушении права потребителя
и требованием о восстановлении нарушенного права.
Если
такое заявление останется без рассмотрения потребитель вправе направить жалобу
в Роспотребнадзор одним из следующих способов:
в форме
электронного документа с использованием средств информационно-коммуникационных
технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой
системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) ( в соответствии с ч. 3 ст. 10
Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ);
в
письменной форме с указанием обязательных реквизитов: фамилия, имя, отчество
(при наличии), почтовый адрес, суть заявления или жалобы, личная подпись и дата
(при отсутствии возможности со стороны заявители направить электронное
обращение с авторизацией.
К
обращению приложите следующие документы:
копию
претензии в адрес продавца;
копию
заявления о нарушении права потребителя и необходимости предоставления ответа
на претензию, направленного в адрес продавца.
В
конечном итоге такое обращение может послужить основанием для проведения
контрольных (надзорных) мероприятий Управлением Роспотребнадзора.
Дополнительно
информируем, что функционирует Государственный информационный ресурс для
потребителей https://zpp.rospotrebnadzor.ru. Каждый потребитель может
ознакомиться с многочисленными памятками, обучающими видеороликами, образцами
претензионных и исковых заявлений. На ресурсе размещена вся информация о
судебной практике Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей.