Права потребителя при покупке некачественного товара

Перечень предъявляемых требований

Если в купленном товаре вы обнаружили брак или иной недостаток, то согласно статье 18 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» можете по своему выбору предъявить продавцу одно из требований:

заменить купленный товар на товар этой же марки (этой же модели и (или) артикула);

заменить таким же товаром только другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

соразмерно уменьшить покупную цену. Это требование имеет смысл предъявлять, если об-наруженные недостатки не особо влияют на использование товара (например, царапины);

незамедлительно безвозмездно устранить недостатки товара (другими словами, отремонти-ровать товар) или возместить расходы на их исправление потребителем или третьим лицом;

вернуть уплаченную за товар сумму.

Помимо перечисленного, вы вправе дополнительно требовать:

полного возмещения убытков, причиненных вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

Как правильно предъявить требование?

Настоятельно рекомендуется предъявлять выбранное требование в письменной форме. Это необ-ходимо для того, чтобы зафиксировать факт своего обращения. Любые заявления и претензии по-даются в двух экземплярах. Один экземпляр передаётся адресату, а на втором сотрудник, приняв-ший документ, должен расписаться, поставить дату приёма документа, штамп или печать магазина (при наличии), а также указать свою должность, фамилию и инициалы. Если же никто не хочет принимать и подписывать претензию, отправьте её по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. В этом случае доказательством отправки будет почтовая квитанция, а доказательством получения – уведомление.

Особенности предъявления требований в отношении технически сложных товаров

В отношении технически сложных товаров закон устанавливает свои особенности предъявления и удовлетворения требований потребителей при обнаружении в таких товарах недостатков. Эти особенности закреплены в пункте 1 статьи 18 Закона Российской Федерации «О защите прав по-требителей».

Так, в указанном пункте:

определен срок для предъявления требований о возврате уплаченной суммы и о замене то-вара – в течение 15 дней со дня передачи потребителю такого товара;

обозначены конкретные случаи, при которых указанные требования подлежат удовлетво-рению по истечении 15-дневного срока: 

o обнаружение существенного недостатка товара;

o нарушение сроков ремонта товара, установленных статьей 20 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»;

o невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различ-ных недостатков.

Порядок проведения проверки качества товара и экспертизы

Для того, чтобы удовлетворить заявленные вами требования, продавцу необходимо установить, по какой причине (по вине изготовителя (продавца) или по вашей вине) в товаре возник недостаток.

Поскольку качество товара не всегда можно определить на глаз, на первоначальном этапе назна-чается проверка качества товара, а затем уже, если вы будете не согласны с результатами прове-денной проверки качества, - экспертиза.

Об этом гласит пункт 5 статьи 18 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»: «Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортёр обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара. В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортёр обязаны провести экспертизу товара за свой счёт. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке».

Обратите внимание, потребитель имеет право принимать участие как в проверке качества, так и при проведении экспертизы. Однако, недобросовестные продавцы не информируют потребителя об этом праве, а потом утверждают, что потребитель не заявил о своем намерении принять участие в проверке или в экспертизе. Поэтому, как только продавец предупредит вас о необходимости провести проверку качества (экспертизу), сразу же сообщите письменно о том, что хотите присутствовать при этом.

Следует иметь в виду следующее. Если экспертиза установит, что недостаток возник в силу при-чин за которые продавец не отвечает, последний вправе потребовать от потребителя оплаты рабо-ты экспертов, а также услуг по транспортировке и хранению товара, связанные с экспертизой.

Судебная защита нарушенных прав потребителя

В случае, если продавец откажется добровольно удовлетворить заявленные вами требования либо оставит вашу письменную претензию без ответа, то вы вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав.

При этом законодательство Российской Федерации (п.3 ст.17 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», подп.4 п.2 и п.3 ст.333.36 Налогового кодекса РФ) освобождает по-требителей от уплаты государственной пошлины, если цена иска не превышает 1 000 000 рублей.