Требования к обязательной маркировке духов и туалетной воды
(в новом электронном формате) установлены Правилами маркировки духов и
туалетной воды средствами идентификации и особенностях внедрения
государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров,
подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении духов
и туалетной воды, утв. постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 N 1957
(далее – Правила маркировки средствами идентификации).
Обязательная
маркировка парфюмерной продукции средствами идентификации в системе «Честный
ЗНАК»
В целях
соблюдения прав потребителей и пресечения распространения в Российской
Федерации контрафактной и фальсифицированной парфюмерной продукции
Правительством Российской Федерации введена обязательная маркировка духов
и туалетной воды средствами идентификации в виде кодировки в формате Data Matrix.
Введение
маркировки означает, что с 1 октября 2021 г. в розничной торговле продавец не
имеет права предлагать к продаже немаркированные средствами идентификации духи
и туалетную воду.
Какая
парфюмерия попадает под обязательную маркировку?
Согласно
Распоряжению Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р необходимо промаркировать
средствами идентификации парфюмерию, соответствующую кодам ТН ВЭД ЕАЭС – 3303
00 и ОКПД 2 группы 20.42.11 (духи, вода туалетная, одеколоны). Наборы товаров,
включающих парфюмерную продукцию, также подпадают под указанное требование.
Не
требуется маркировать:
- выставочные и
экспериментальные образцы парфюмерной продукции, демонстрируемые в рамках
международных выставок и ярмарок, и не предназначенные для продажи;
- рекламные и маркетинговые
образцы парфюмерной продукции, не предназначенные для продажи;
- тестеры и пробники
парфюмерной продукции, не предназначенные для продажи;
- образцы парфюмерной
продукции объемом до 3 миллилитров включительно.
"Маркированная
парфюмерная продукция" – это парфюмерная продукция, на которую
нанесены средства идентификации с соблюдением требований Правил маркировки
средствами идентификации и достоверные сведения о которой (в том числе сведения
о нанесенных на нее средствах идентификации) содержатся в информационной
системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке
средствами идентификации (далее – ГИС МТ).
"Участники
оборота парфюмерной продукции" (далее – Участники оборота)
- юридические лица и индивидуальные предприниматели, а также аккредитованные
филиалы иностранных юридических лиц в Российской Федерации, являющиеся
налоговыми резидентами Российской Федерации, которые осуществляют ввод
парфюмерной продукции в оборот, оборот и (или) вывод из оборота парфюмерной
продукции, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,
приобретающих парфюмерную продукцию для использования в целях, не связанных с
ее последующей реализацией (продажей), а также оказывающих услуги в рамках
агентских договоров, и (или) договоров комиссии, и (или) почтовые услуги по
доставке парфюмерной продукции при ее продаже по образцам или дистанционным
способам продажи или связанные с ними услуги, включая логистические услуги,
предпродажную подготовку товара, сборку и упаковку, организацию доставки товара
конечным потребителям от имени продавца с одновременным принятием денежных
средств за выданный товар или наложенный платеж, приобретающих либо продающих
(реализующих) парфюмерную продукцию по сделке, сведения о которой составляют государственную
тайну (кроме лиц, осуществляющих вывод парфюмерной продукции из оборота по
таким сделкам).
Регистрация
парфюмерной продукции осуществляется в подсистеме национального каталога маркированных
товаров Российской Федерации следующими участниками оборота парфюмерной продукции:
а) при
производстве парфюмерной продукции на территории Российской Федерации - производителями
(включая случаи контрактного производства);
б) при
производстве парфюмерной продукции за пределами территории Российской Федерации
- импортером (до пересечения парфюмерной продукцией границы
Российской Федерации);
в) при
получении Участниками оборота от физических лиц, не являющихся индивидуальными
предпринимателями, парфюмерной продукции в рамках договоров комиссии на
территории Российской Федерации - комиссионером;
г) при
возврате парфюмерной продукции, приобретенной Участниками оборота в целях, не
связанных с ее последующей реализацией (продажей) на территории Российской
Федерации, - Участником оборота, осуществляющим ввод парфюмерной
продукции в оборот;
д) при
наличии у Участника оборота немаркированной средствами идентификации
парфюмерной продукции, находящейся в обороте на дату начала обязательной
маркировки парфюмерной продукции, подлежащей реализации (продаже), - Участником
оборота, осуществляющим оборот данной парфюмерной продукции;
е) при
реализации (продаже) парфюмерной продукции, приобретенной по сделке, сведения о
которой составляют государственную тайну, - юридическим лицом или
индивидуальным предпринимателем, который приобрел парфюмерную продукцию и
принял решение о ее дальнейшей реализации (продаже) по сделке, сведения о
которой не составляют государственную тайну.
Для
регистрации парфюмерной продукции в ГИС МТ Участник оборота вносит
следующие сведения:
а)
идентификационный номер налогоплательщика;
б) код
товара (при наличии);
в)
наименование парфюмерной продукции;
г)
4-значный код ТН
ВЭД ЕАЭС (начиная с 1 января 2021 г. - 10-значный код ТН
ВЭД ЕАЭС);
д)
товарный знак (при наличии);
е) страна
производства парфюмерной продукции в соответствии с Общероссийским классификатором
стран мира;
ж) тип
парфюмерной продукции;
з)
заявленный объем парфюмерной продукции (л, мл);
и) тип
упаковки (упаковок);
к)
материал упаковки (упаковок);
л) номер
технического регламента (стандарта);
м)
фотоизображения парфюмерной продукции в разных ракурсах (вносятся по желанию).
Для
регистрации наборов товаров в ГИС МТ Участник оборота вносит следующие
сведения:
а) код
товара (при наличии);
б)
наименование парфюмерной продукции;
в)
товарный знак (при наличии);
г) коды
товаров и количество парфюмерной продукции, входящей в состав набора товаров и
подлежащей обязательной маркировке средствами идентификации;
д)
наименование товаров, входящих в состав набора товаров, но не подлежащих
обязательной маркировке средствами идентификации (при наличии).
ВАЖНО!
Участники оборота товаров несут ответственность за достоверность
представляемых в ГИС МТ сведений.
Участники
оборота обязаны зарегистрироваться в ГИС МТ, ввести достоверные сведения о маркировке
парфюмерной продукции, а также о вводе продукции в оборот, ее обороте и выводе
из оборота.
В
ГИС МТ предусмотрены следующие статусы кода идентификации, кода
идентификации набора, кода идентификации транспортной упаковки, агрегированного
таможенного кода:
- для
кода идентификации, кода идентификации набора:
статус
"эмитирован" - статус, при котором код маркировки оператором
предоставлен Участнику оборота, подтверждающий, что парфюмерная продукция не
введена в оборот и может быть ввезена на территорию Российской Федерации;
статус
"в обороте" - статус, при котором маркированная парфюмерная
продукция находится в обороте. Для парфюмерной продукции, произведенной вне
территории Российской Федерации (за исключением парфюмерной продукции, ввозимой
из государств - членов Евразийского экономического союза), статус "в
обороте" устанавливается после выпуска таможенными органами для
внутреннего потребления парфюмерной продукции, ввозимой в Российскую Федерацию;
статус
"выбыл" - статус, при котором парфюмерная продукция с
соответствующим кодом маркировки выведена из оборота;
- для
кода идентификации транспортной упаковки, агрегированного таможенного кода:
статус
"сформирован" - статус, который присваивается автоматически
после подачи сведений Участником оборота с описанным составом кода
идентификации транспортной упаковки, агрегированного таможенного кода;
статус
"расформирован" - статус, который присваивается
автоматически в процессе расформирования транспортной упаковки, агрегированного
таможенного кода.
ВАЖНО!
Реализованный товар должен быть обязательно выведен из оборота (статус «выбыл»
в ГИС МТ).
Участники
оборота, осуществляющие розничную (в том числе комиссионную) торговлю парфюмерной
продукцией, должны иметь:
- сопряженные с
контрольно-кассовой техникой средства сканирования и распознавания средств
идентификации;
- заключенный с организацией,
созданной и находящейся на территории Российской Федерации, получившей в
соответствии с законодательством о применении контрольно-кассовой техники
разрешение на обработку фискальных данных (далее - оператор фискальных
данных), договор на обработку и передачу от имени Участника оборота в ГИС
МТ сведений о выводе из оборота маркированной парфюмерной продукции с
использованием контрольно-кассовой техники по каждой реализованной единице
парфюмерной продукции в случаях, предусмотренных налоговым законодательством
Российской Федерации.
См.
более подробно о порядке вывода товара из оборота п.п. 66-74 Правил маркировки
средствами идентификации.
Код
маркировки (средство идентификации) наносится на потребительскую упаковку или
этикетку парфюмерной продукции, методом, не допускающим его отделения от
упаковки (допускается размещение на прозрачной оберточной пленке или каком-либо
другом внешнем оберточном материале, при этом средство идентификации не должно
перекрываться другой информацией).
В случае
формирования набора товаров средство идентификации наносится на потребительскую
упаковку или этикетку набора, а также на потребительскую упаковку или этикету
парфюмерной продукции, входящей в состав данного набора.
Нанесение
средств идентификации на потребительскую упаковку или этикетку осуществляется в
случае:
-
производства парфюмерной продукции на территории Российской Федерации, в том
числе из иностранного сырья;
- ввоза
парфюмерной продукции (включая наборы товаров) на территорию Российской
Федерации с территории государств - членов Евразийского экономического союза в
рамках трансграничной торговли - до фактического пересечения государственной
границы Российской Федерации;
- ввоза
парфюмерной продукции (включая наборы товаров) на территорию Российской Федерации
с территории государств, не являющихся членами Евразийского экономического
союза, а также в случае ввоза на остальную часть территории Российской
Федерации парфюмерной продукции, изготовленной на территории особых (свободных)
экономических зон или приравненных к ним территорий из иностранного сырья;
Юридическое
лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие решение о
реализации парфюмерной продукции, приобретенной ранее в целях, не связанных с
ее последующей реализацией (продажей), а также ранее изъятой, арестованной,
конфискованной или обращенной в доход государства иным способом, и парфюмерной
продукции, взыскание на которую обращено в счет неисполненных обязательств,
должны обеспечить маркировку немаркированной парфюмерной продукции до ее
реализации (продажи) третьим лицам.
Комиссионер
должен обеспечить маркировку немаркированной парфюмерной продукции (включая
наборы товаров), принимаемой на реализацию от физических лиц, не являющихся
индивидуальными предпринимателями в рамках договоров комиссии, до предложения
этой парфюмерной продукции для реализации (продажи).
Участники
оборота, осуществляющие дистанционные продажи парфюмерии, вправе до момента
ввода парфюмерной продукции в оборот размещать информацию о ней, в т.ч. ее
описание, изображение и стоимость, в информационно-телекоммуникационной сети
"Интернет" (интернет-магазинах), каталогах, буклетах и иных
электронных и печатных материалах, содержащих публичную оферту для
дистанционной продажи парфюмерной продукции (места продажи), а также заключать
договоры розничной купли-продажи дистанционным способом с конечными потребителями
с принятием авансовых платежей или предоплаты за парфюмерную продукцию. При
этом доставка парфюмерной продукции конечному потребителю на основании
договора розничной купли-продажи дистанционным способом, заключенного до ввода
парфюмерной продукции в оборот, допускается только после ввода её в оборот.
ВАЖНО!
Не допускается внесение в ГИС МТ изменений, касающихся ранее
представленных Участником оборота в ГИС МТ сведений о вводе парфюмерной
продукции в оборот, обороте парфюмерной продукции и ее выводе из оборота, в
соответствующий период проведения уполномоченным федеральным органом
исполнительной власти проверки деятельности Участника оборота,
направившего уведомление об изменении таких сведений.
Несоблюдение
вышеуказанных положений Правил маркировки средствами идентификации является
административно-наказуемым деянием с предусмотренной административной
ответственностью по ст. 15.12 КоАП РФ – «Производство, ввод в оборот или
продажа товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по
маркировке и (или) нанесению информации, без соответствующей маркировки и (или)
информации, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой
маркировки и (или) информации», и влечёт наложение административных штрафов с
конфискацией предметов административного правонарушения в судебном порядке.
Официальный
сайт Честный ЗНАК (https://честныйзнак.рф/)
даёт владельцам бизнеса полное представление о современной маркировке
и ответственности за её несоблюдение.
Пройдя по
ссылке https://честныйзнак.рф/business/projects/perfumes/,
можно пройти регистрацию в системе Честный ЗНАК, как необходимое требование для
всех участников оборота маркированной продукции.
Оператор
ГИС МТ - ООО "Оператор-ЦРПТ" (Центр развития перспективных
технологий). Интернет сайт: https://crpt.ru/.
Чтобы
узнать, прослеживается ли товар в системе маркировки, на мобильное устройство устанавливается
приложение
«Честный ЗНАК» и с его помощью сканируется код маркировки товара.
Данное действие позволяет удостовериться в легальности происхождения товара, а
также получить данные как о самом товаре, так и о его производителе.
Если при
проверке через приложение «Честный ЗНАК» выявлена ошибка кода, информация о товаре
отсутствует, либо товар не соответствует описанию в приложении, то потребитель
вправе сообщить о таком нарушении.
По
общим положениям законодательства о защите прав потребителей ответственность продавца
за ненадлежащую информацию о товаре установлена положениями,
предусмотренными ст.
12 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», и
закрепляет право потребителя в разумный срок отказаться от такого товара и
потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.