Федеральным
законом от 22 декабря 2008 г. №268-ФЗ «Технический регламент на табачную
продукцию» установлены правила нанесения информации для потребителей табачных
изделий, в соответствии с которым информация для потребителей табачных изделий
должна быть нанесена:
1) на потребительскую тару;
2) на лист-вкладыш при
использовании для табачных изделий (за исключением сигарет, папирос, биди,
кретек) потребительской тары, на которую невозможно нанести информацию для
потребителя, а также при реализации сигар и сигарилл (сигарит) поштучно.
Информация должна быть изложена
на русском языке и может быть повторена на других языках или нанесена буквами
латинского алфавита (в части наименования изготовителя, лицензиара и наименования
табачной продукции). Текст, входящий в зарегистрированный товарный знак или
промышленный образец, наносится на языке регистрации.
Информация должна быть
расположена таким образом, чтобы не нарушалась целостность надписей при
открывании потребительской тары.
Информация, нанесенная на
потребительскую тару и (или) лист-вкладыш, должна содержать:
1) наименование технического
регламента или информацию об обязательном подтверждении соответствия табачной
продукции;
2) наименование вида табачного
изделия;
3) наименование табачной
продукции;
4) наименование и место
нахождения (адрес) изготовителя. В случае, если табачная продукция изготавливается
организациями, в которых производственный процесс, качество табачной продукции,
используемые при производстве, сырье для производства табачных изделий и
нетабачные материалы контролируются одной организацией (далее - контролирующая
организация), наряду с наименованием и местом нахождения (адресом) изготовителя
на потребительскую тару и (или) лист-вкладыш допускается нанесение следующей
информации: "Изготовлено под контролем (наименование контролирующей
организации и ее место нахождения (адрес)";
5) наименование и место
нахождения (адрес) организации, зарегистрированной на территории Российской
Федерации и уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителей.
В случае отсутствия такой организации указывается, что претензии от
потребителей принимаются изготовителем данной табачной продукции. Указанная
информация может быть размещена на внутренней стороне потребительской тары в
месте, доступном для прочтения;
6) сведения о наличии фильтра
(для курительных изделий с фильтром);
7) сведения о количестве штук
(для штучных табачных изделий) или массе нетто в граммах (для весовых табачных
изделий);
8) предупредительные надписи о
вреде потребления табачных изделий;
9) информацию о содержании смолы
и никотина в дыме одной сигареты, монооксида углерода в дыме одной сигареты с
фильтром;
10) знак обращения на рынке,
утвержденный Правительством Российской Федерации;
11) сведения о максимальной
розничной цене в рублях, месяце и годе изготовления сигарет и папирос в
случаях, установленных законодательством Российской Федерации. Не допускается поверх
сведений о максимальной розничной цене, месяце и годе изготовления табачных
изделий нанесение каких-либо элементов потребительской тары (за исключением
прозрачной оберточной пленки) либо наклеивание специальной (акцизной) марки,
которые закрывают поверхность, занятую сведениями о максимальной розничной
цене, месяце и годе изготовления табачных изделий.
На потребительскую тару и (или)
лист-вкладыш по усмотрению изготовителя может быть дополнительно нанесена
другая информация.
Информация должна быть
достоверной и не должна вводить потребителей в заблуждение относительно
табачной продукции и ее изготовителей, а также признаков, характеризующих
табачную продукцию.
На каждую единицу потребительской
тары курительных табачных изделий наносятся основная предупредительная надпись
о вреде курения - "Курение убивает" и одна из предупредительных
надписей о вреде курения:
1) "Курение вызывает
инфаркты и инсульты";
2) "Курение - причина рака
легких";
3) "Курение - причина
хронической болезни легких";
4) "Курение во время
беременности причиняет вред Вашему ребенку";
5) "Защитите детей от
табачного дыма";
6) "Обратитесь к врачу,
чтобы бросить курить";
7) "Курение вызывает сильную
зависимость, не начинайте курить";
8) "Курение повышает риск
смерти от заболеваний сердца и легких";
9) "Курение может стать
причиной медленной и болезненной смерти";
10) "Курение может являться
причиной импотенции";
11) "Курение вызывает
преждевременное старение кожи";
12) "Курение может вызвать
бесплодие".
В случае, если на потребительскую
тару или лист-вкладыш нанесены слова или словосочетания, содержащие
дополнительные характеристики табачного изделия, такие, как "с низким
содержанием смол", "легкие" и (или) "очень легкие",
слова, однокоренные словам "низкий", "легкий", аналоги
таких слов на иностранных языках, а также транслитерируемые с иностранных языков
на русский язык аналоги таких слов, знаки и иные обозначения (за исключением
зарегистрированных товарных знаков), которые создают впечатление, что такое
табачное изделие менее вредно для здоровья (далее - используемое слово или
словосочетание), на потребительскую тару наносится надпись: "(используемое
слово или словосочетание с прописной буквы в кавычках) не означает, что данный
продукт менее вреден для здоровья".
Не допускается нанесение на
потребительскую тару и (или) лист-вкладыш информации, содержащей утверждения о
том, что:
1) потребление данного табачного
изделия (вида табачного изделия) снижает риск возникновения заболеваний,
связанных с потреблением табачных изделий;
2) данное табачное изделие (вид
табачного изделия) менее опасно для здоровья, чем другие табачные изделия
(другой вид табачных изделий);
3) снижен риск возникновения
заболеваний, связанных с потреблением данного табачного изделия (вида табачного
изделия), вследствие наличия, отсутствия или пониженного содержания выделяемого
при потреблении табачного изделия вещества.