Замечали ли Вы, что при покупке авиабилетов или оформлении
кредитов онлайн исполнители заведомо проставляют в форме основного договора
согласие потребителя на заключение договора добровольного страхования в виде
отметки ("галочки"), подтверждающее намерение заключить
дополнительный договор.
Независимо от наличия или отсутствия у гражданина
возможности отказаться от страховой услуги, именно наличие автоматического
согласия на заключение договора добровольного страхования при совершении сделок
является фактом, который указывает на недобросовестную практику по навязыванию
страховой услуги в связи с тем, что автоматическое заранее проставленное
согласие за потребителя не может считаться осознанным выражением заключить
договор.
Банк Росси и Роспотребнадзор ранее разъясняли способы
осознанного выражения согласия потребителя на заключение дополнительного
договора страхования. Так дополнительный договор, заключаемый дистанционным
способом, может принимать форму click-wrap-соглашения, то есть путем нажатия на
кнопку «я согласен», если это сопровождается текстом такого договора и описанием
ценовых и иных условий указанного договора (информационное письмо Банка России
и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека от 23 марта 2022 г. № ИН-02-59/39, 02/6207-2022-23 «О недопустимости
проставления за потребителя автоматического согласия на приобретение
дополнительных страховых услуг»).
Таким образом, получатель финансовых услуг должен по
собственной воле и своими действиями заключать дополнительный договор
страхования.
Обращаем внимание на то, что с 1 сентября 2022 г.
предусмотрен запрет на выполнение дополнительных работ (оказание дополнительных
услуг) без получения согласия потребителя (п. 3 ст. 16 Закона Российской
Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»).