Об автоматически проставленных согласиях при заключении договоров

Замечали ли Вы, что при покупке авиабилетов или оформлении кредитов онлайн исполнители заведомо проставляют в форме основного договора согласие потребителя на заключение договора добровольного страхования в виде отметки ("галочки"), подтверждающее намерение заключить дополнительный договор.

Независимо от наличия или отсутствия у гражданина возможности отказаться от страховой услуги, именно наличие автоматического согласия на заключение договора добровольного страхования при совершении сделок является фактом, который указывает на недобросовестную практику по навязыванию страховой услуги в связи с тем, что автоматическое заранее проставленное согласие за потребителя не может считаться осознанным выражением заключить договор.

Банк Росси и Роспотребнадзор ранее разъясняли способы осознанного выражения согласия потребителя на заключение дополнительного договора страхования. Так дополнительный договор, заключаемый дистанционным способом, может принимать форму click-wrap-соглашения, то есть путем нажатия на кнопку «я согласен», если это сопровождается текстом такого договора и описанием ценовых и иных условий указанного договора (информационное письмо Банка России и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 23 марта 2022 г. № ИН-02-59/39, 02/6207-2022-23 «О недопустимости проставления за потребителя автоматического согласия на приобретение дополнительных страховых услуг»).

Таким образом, получатель финансовых услуг должен по собственной воле и своими действиями заключать дополнительный договор страхования.

Обращаем внимание на то, что с 1 сентября 2022 г. предусмотрен запрет на выполнение дополнительных работ (оказание дополнительных услуг) без получения согласия потребителя (п. 3 ст. 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»).