О разрешении споров, возникающих между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями

Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в г.Новочебоксарск в целях информирования потребителей финансовых услуг сообщает, что Президиумом Верховного Суда РФ в целях формирования единообразного применения и толкования судами норм права при разрешении споров по делам, связанным с защитой прав потребителей, 19.10.2022г. утвержден обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей, возникших при рассмотрении дел данной категории в 2021 - 2022 годах.

Управление Роспотребнадзора по Орловской области в целях информирования потребителей финансовых услуг сообщает, что Президиумом Верховного Суда РФ в целях формирования единообразного применения и толкования судами норм права при разрешении споров по делам, связанным с защитой прав потребителей, 19.10.2022г. утвержден обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей, возникших при рассмотрении дел данной категории в 2021 - 2022 годах.

В данном обзоре Президиумом Верховного Суда РФ рассмотрены наиболее актуальные вопросы о разрешении споров, в том числе, возникающих между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями, а именно:

- в случае банкротства банка требование по кредитному договору, заключенному с потребителем финансовых услуг, может быть передано любому лицу независимо от наличия у него лицензии на право осуществления банковской деятельности (Определение Судебной коллегии Верховного Суда от 20 июля 2021 г. N 73-КГ21-7-К8);

- акцептом оферты банка об изменении условий кредитного договора могут быть признаны такие действия потребителя финансовой услуги (заемщика), которые прямо свидетельствуют о волеизъявлении последнего на принятие оферты.

Банк не вправе расценивать в качестве акцепта такие действия потребителя финансовой услуги, которые могут совершаться с иной целью, в частности действия по распоряжению денежными средствами, находящимися на счете, по получению наличных денежных средств через банкомат и тому подобные действия (Определение Судебной коллегии Верховного Суда от 18 января 2022 г. N 45-КГ21-24-К7);

- в случае выплаты страхового возмещения третьему лицу, пострадавшему в результате взаимодействия транспортных средств, одним из страховщиков, застраховавших гражданскую ответственность владельцев этих транспортных средств, солидарное обязательство прекращается (Определение Судебной коллегии Верховного Суда от 12 июля 2022 г. N 47-КГ22-2-К6);

- непредставление поврежденного транспортного средства на осмотр и/или для проведения независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) либо выполнение его ремонта или утилизации до организации страховщиком осмотра могут служить основанием для отказа в страховом возмещении только в том случае, если непредставление поврежденного транспортного средства на осмотр не позволяет достоверно установить наличие страхового случая и размер убытков (Определение Судебной коллегии Верховного Суда от 26 июля 2022 г. N 16-КГ22-14-К4);

- срок исковой давности по регрессным требованиям страховщика, возместившего расходы страховщика ответственности потерпевшего, связанные с выплатой страхового возмещения в порядке прямого возмещения, подлежит исчислению с момента возмещения вреда потерпевшему (Определение Судебной коллегии Верховного Суда от 15 марта 2022 г. N 41-КГ21-47-К4);

- довод о несоблюдении потребителем финансовых услуг обязательного досудебного порядка урегулирования спора как основание для оставления искового заявления без рассмотрения может быть заявлен только в суде первой инстанции либо в суде апелляционной инстанции, рассматривающем дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ (Определение Судебной коллегии Верховного Суда от 17 мая 2022 г. N 18-КГ22-6-К4);

- разрешая вопрос о соблюдении обязательного досудебного порядка урегулирования спора, установленного Законом о финансовом уполномоченном, суд должен установить, что послужило основанием для прекращения рассмотрения финансовым уполномоченным обращения потребителя финансовых услуг или отказа в принятии такого обращения (Определение Судебной коллегии Верховного Суда от 15 февраля 2022 г. N 20-КГ21-14-К5).

Дополнительно сообщаем, что консультацию по вопросам защиты прав потребителей можно получить по телефону Единого консультационного центра 8 800 555 49 43 (звонок бесплатный). Единый консультационный центр функционирует в круглосуточном режиме, без выходных дней на русском и английском языках.

Кроме того, дополнительную информацию граждане могут получить на сайте Роспотребнадзора в государственном информационном ресурсе ГИС ЗПП по адресу: http://zpp.rospotrebnadzor.ru