Кто контролирует маркировку бутилированной воды

На страже интересов общества и государства стоит Роспотребнадзор. Сотрудники ведомства инспектируют предприятия торговли, где продают упакованную воду и иную продукцию, подлежащую маркировке. По обращениям граждан ведутся внеплановые проверки.

Проверить оригинальность минеральной, природной и питьевой упакованной воды может каждый россиянин. Инструмент контроля – мобильное приложение «Честный ЗНАК». Этот софт преобразовывает камеру смартфона в сканер кодов Data Matrix. При несоответствии информации в коде и реальности потребитель через приложение направляет сведения в «Честный ЗНАК», а тот – в Роспотребнадзор. Инспекторы ведомства выявят и оштрафуют нарушителя на сумму до 300 тысяч рублей.

Этапы и даты ввода маркировки упакованной воды

  • С 1 апреля 2020 года – начало эксперимента по маркировке бутилированной воды.
  • С 1 июня 2021 года – завершение эксперимента.
  • С 1 сентября 2021 года – производители и импортёры этих товаров должны зарегистрироваться в системе «Честный ЗНАК».
  • С 1 декабря 2021 года – производители и импортёры обязаны наносить коды Data Matrix на бутилированную минеральную воду.
  • С 1 марта 2022 года – обязательная маркировка производителями и импортёрами остальных видов упакованных вод..
  • С 1 сентября 2022 года – предприятия розничной торговли обязаны продавать маркированную бутилированную воду через кассу, с подачей сведений в «Честный ЗНАК».
  • С 1 ноября 2022 года по 28 февраля 2025 года – объёмно-сортовой учёт обязателен для всех участников оборота бутилированной воды. Кроме продаж через онлайн-кассы, им вменяется обязанность указывать в УПД, отправлять контрагентам и в «Честный ЗНАК» сведения о выводе партий товаров из оборота – с указанием кодов групповых и транспортных упаковок. Разрешается не указывать коды каждого экземпляра товара.
    Объёмно-сортовой учёт применяется при оптовых закупках/продажах со сменой права собственности, при списании для собственных нужд, из-за утраты/порчи и т. п.
  • С 1 марта 2025 года – поэкземплярный учёт обязателен для всех игроков рынка упакованной воды: для импортёров и производителей, для оптовиков и розницы. В УПД потребуется вносить код каждой единицы товара, передавать эти сведения контрагентам и в «Честный ЗНАК».

Документы, регулирующие маркировку бутилированной воды

Бутилированная вода, подлежащая маркировке

Маркировке подлежит следующая упакованная вода – её перечень утверждён Постановлением Правительства № 348 от 27 марта 2020 года.

ПОСМОТРЕТЬ ТАБЛИЦУ С КОДАМИ

Наказание за производство и торговлю
упакованной водой без маркировки –
с 1 декабря 2021 года

За что накажут

  • Отсутствие Data Matrix кода
  • Ошибки в маркировке – например, неуказание или неверное указание в реквизите кассового чека «код товара» кода идентификации проданного товара
  • Неполная информация в коде обязательной маркировки

Что грозит за реализацию бутилированной воды
без маркировки

Производство и продажа продукции без маркировки – нарушение части 2 статьи 15.12 КоАП РФ и Федерального закона от 11 июня 2021 года № 204-ФЗ. За это предусмотрены штрафы.


Штрафы за изготовление и торговлю упакованной водой без цифровых кодов маркировки предусмотрены как для производителей, так и для продавцов.

  • Штраф юридическим лицам от 50 000 до 100 000 ₽ с конфискацией продукции.
  • Штраф должностным лицам от 5000 до 10 000 ₽ с конфискацией продукции.

За продажу, хранение и перевозку без передачи сведений в «Честный ЗНАК».

  • Юридическим лицам от 50 000 до 300 000 ₽
  • Должностные лица от 5000 до 10 000 ₽
  • Физические лица от 2000 до 4000 ₽

m7_pic1.min.png

Состав кода цифровой маркировки бутилированной воды

Каждый код маркировки имеет двухмерную кодировку для шифрования большого объёма данных.

Код идентификации Data Matrix для воды содержит:

Для каждой бутылки

  • Код товара – 14 знаков
  • Индивидуальный серийный номер единицы товара – 13 знаков
  • Ключ проверки – 4 знака

Для транспортируемых упаковок с несколькими бутылками внутри

При оптовой продаже каждую бутылку с водой нужно промаркировать. Затем, при объединении (агрегировании)
отдельных бутылок в упаковки для транспортировки, для каждой упаковки формируется код-агрегат.