На страже
интересов общества и государства стоит Роспотребнадзор. Сотрудники ведомства инспектируют
предприятия торговли, где продают упакованную воду и иную продукцию, подлежащую
маркировке. По обращениям граждан ведутся внеплановые проверки.
Проверить
оригинальность минеральной, природной и питьевой упакованной воды может каждый
россиянин. Инструмент контроля – мобильное приложение «Честный ЗНАК». Этот софт
преобразовывает камеру смартфона в сканер кодов Data Matrix. При несоответствии
информации в коде и реальности потребитель через приложение направляет сведения
в «Честный ЗНАК», а тот – в Роспотребнадзор. Инспекторы ведомства выявят и
оштрафуют нарушителя на сумму до 300 тысяч рублей.
Этапы и
даты ввода маркировки упакованной воды
- С 1 апреля 2020
года – начало эксперимента по маркировке бутилированной
воды.
- С 1 июня 2021 года –
завершение эксперимента.
- С 1 сентября 2021
года – производители и импортёры этих товаров должны
зарегистрироваться в системе «Честный ЗНАК».
- С 1 декабря 2021
года – производители и импортёры обязаны наносить коды Data
Matrix на бутилированную минеральную воду.
- С 1 марта 2022 года –
обязательная маркировка производителями и импортёрами остальных видов
упакованных вод..
- С 1 сентября 2022
года – предприятия розничной торговли обязаны продавать
маркированную бутилированную воду через кассу, с подачей сведений в
«Честный ЗНАК».
- С 1 ноября 2022
года по 28 февраля 2025 года – объёмно-сортовой учёт
обязателен для всех участников оборота бутилированной воды. Кроме продаж
через онлайн-кассы, им вменяется обязанность указывать в УПД, отправлять
контрагентам и в «Честный ЗНАК» сведения о выводе партий товаров из
оборота – с указанием кодов групповых и транспортных упаковок. Разрешается
не указывать коды каждого экземпляра товара.
Объёмно-сортовой учёт применяется при оптовых закупках/продажах со сменой права собственности, при списании для собственных нужд, из-за утраты/порчи и т. п. - С 1 марта 2025 года –
поэкземплярный учёт обязателен для всех игроков рынка упакованной воды:
для импортёров и производителей, для оптовиков и розницы. В УПД
потребуется вносить код каждой единицы товара, передавать эти сведения
контрагентам и в «Честный ЗНАК».
Документы, регулирующие маркировку бутилированной воды
- Постановление Правительства РФ № 841 от 31.05.2021.
- Постановление Правительства РФ № 292 от 01.03.2021.
- Постановление Правительства РФ № 348 от 27.03.2020 – о
старте эксперимента.
Бутилированная
вода, подлежащая маркировке
Маркировке
подлежит следующая упакованная вода – её перечень утверждён Постановлением
Правительства № 348 от 27 марта 2020 года.
Наказание
за производство и торговлю
упакованной водой без маркировки –
с 1 декабря 2021 года
За
что накажут
- Отсутствие Data Matrix кода
- Ошибки в маркировке –
например, неуказание или неверное указание в реквизите кассового чека «код
товара» кода идентификации проданного товара
- Неполная информация в коде
обязательной маркировки
Что
грозит за реализацию бутилированной воды
без маркировки
Производство
и продажа продукции без маркировки – нарушение части 2 статьи 15.12 КоАП РФ и Федерального закона от 11 июня 2021 года № 204-ФЗ. За это
предусмотрены штрафы.
Штрафы
за изготовление и торговлю упакованной водой без цифровых кодов маркировки
предусмотрены как для производителей, так и для продавцов.
- Штраф юридическим лицам
от 50 000 до 100 000 ₽ с
конфискацией продукции.
- Штраф должностным лицам
от 5000 до 10 000 ₽ с
конфискацией продукции.
За
продажу, хранение и перевозку без передачи сведений в «Честный ЗНАК».
- Юридическим лицам от 50 000 до 300
000 ₽
- Должностные лица от 5000 до 10
000 ₽
- Физические лица от 2000 до 4000
₽
Состав
кода цифровой маркировки бутилированной воды
Каждый
код маркировки имеет двухмерную кодировку для шифрования большого объёма
данных.
Код
идентификации Data Matrix для воды содержит:
Для
каждой бутылки
- Код товара – 14 знаков
- Индивидуальный серийный
номер единицы товара – 13 знаков
- Ключ проверки – 4 знака
Для
транспортируемых упаковок с несколькими бутылками внутри
При
оптовой продаже каждую бутылку с водой нужно промаркировать. Затем, при
объединении (агрегировании)
отдельных бутылок в упаковки для транспортировки, для каждой упаковки
формируется код-агрегат.