Что нужно знать потребителям о воздушных перевозках

Оказание услуг воздушной перевозки регулируется Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ), Воздушным кодексом РФ (далее – ВК РФ), Приказом Министерства транспорта РФ от 28.06.2007 №82 «Об утверждении Федеральных Авиационных Правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (далее – Правила), Законом РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон). Оказание услуг воздушной перевозки регулируется Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ), Воздушным кодексом РФ (далее – ВК РФ), Приказом Министерства транспорта РФ от 28.06.2007 №82 «Об утверждении Федеральных Авиационных Правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (далее – Правила), Законом РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон). Деятельность авиаперевозчиков осуществляется на основании соответствующей лицензии, выдаваемой Федеральным агентством воздушного транспорта РФ. По договору перевозки пассажира воздушным транспортом перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа – багажной квитанцией. Пассажир воздушного судна имеет право: • проезда на льготных условиях в соответствии с законодательством РФ и установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок; • бесплатного провоза своего багажа в пределах установленной нормы (нормы устанавливаются в зависимости от типа воздушного судна и не могут быть менее чем 10 кг на одного пассажира); • бесплатного при внутренних перевозках (а при международных воздушных перевозках –в соответствии с льготным тарифом) перевоза с собой одного ребенка в возрасте не старше двух лет без предоставления ему отдельного места. Другие дети в возрасте не старше 2-х лет, а также дети в возрасте от 2-х до 12-ти лет перевозятся в соответствии с льготным тарифом с предоставлением им отдельных мест; • бесплатного пользования услугами комнат отдыха, комнат матери и ребенка, а также местом в гостинице при перерыве в воздушной перевозке по вине перевозчика или при вынужденной задержке воздушного судна при отправке и (или) в полете. Бронирование является обязательным условием заключения договора перевозки воздушным транспортом пассажира и его багажа. Пассажир для осуществления бронирования может обратиться напрямую к перевозчику или к уполномоченному агенту непосредственно в пункты продажи авиабилетов либо по телефону, электронной почте и т.п. или забронировать пассажирское место самостоятельно через информационные системы в сети Интернет. При бронировании пассажирского места, оплате и оформлении перевозки перевозчик или уполномоченный агент предоставляют пассажиру полную и достоверную информацию о расписании движения воздушных судов, наличии свободных пассажирских мест, тарифах и условиях применения тарифов, правилах перевозчика, об условиях договора воздушной перевозки пассажира, условиях обслуживания на борту воздушного судна, типе воздушного судна, перевозчике, который будет фактически осуществлять перевозку, о способе проезда до аэропорта отправления; о месте и времени начала и окончания регистрации на рейс; об общих требованиях, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным контролем; о правилах и порядке проведения предполетного и послеполетного досмотра пассажиров и багажа и другую сопутствующую информацию.Пункт 226 Правил воздушных перевозок предоставляет пассажиру право отказаться от перевозки (расторгнуть договор) в соответствии с условиями договора. При этом в договоре могут содержаться условия о возврате (невозврате) авиабилетов. До приобретения авиабилета перевозчик (уполномоченный агент) также дополнительно обязан информировать пассажира об условиях возврата уплаченной за авиабилет суммы (является ли авиабилет возвратным и т.д.). Следует уточнять данную информацию, если она не доведена до потребителя. Указанная информация должна быть предоставлена на сайте бронирования авиабилета через сайт в сети «Интернет» или предоставляться гражданину в местах продажи авиабилетов. Случаями вынужденного отказа пассажира от авиабилета признаются: • отмена или задержка рейса, указанного в билете; • изменение перевозчиком маршрута перевозки; • выполнение рейса не по расписанию; • несостоявшаяся отправка пассажира из-за невозможности предоставить ему место на рейс и дату, указанные в билете; • несостоявшаяся перевозка пассажира на воздушном судне, вызванная задержкой пассажира в аэропорту из-за продолжительности проведения его досмотра, если при досмотре багажа или личном досмотре пассажира не было обнаружено запрещенных к перевозке веществ и предметов; • необеспечение перевозчиком стыковки рейсов в случае выполнения единой перевозки; • внезапная болезнь пассажира либо болезнь или смерть члена его семьи, совместно следующего с ним на воздушном судне, что подтверждено медицинскими документами; • непредоставление пассажиру обслуживания по классу, указанному в билете; • неправильное оформление билета перевозчиком или уполномоченным агентом; • иные случаи, признанные таковыми перевозчиком. В случае вынужденного отказа пассажира от перевозки перевозчик делает отметку в перевозочном документе либо выдает пассажиру документ, подтверждающий обстоятельства, послужившие причиной вынужденного отказа.