В Роспотребнадзор продолжают поступать обращения граждан, в
которых указывается на нарушения их прав сервисными центрами и организациями,
производящими ремонт бытовой и компьютерной техники. В недобросовестных
ремонтных мастерских и сервисных центрах потребителям, как правило, обещают
сделать бесплатную диагностику и установить причину поломки. Договор не
заключается, документы о приеме товара не составляются в нарушение требований
законодательства. Очень часто уже через несколько дней работники мастерской или
сервисного центра сообщают по телефону, что товар отремонтировали и его можно
забирать. При этом называют стоимость ремонта, которая может доходить до 80% от
цены нового товара.
Естественно, заказчик не рассчитывает на такой
дорогостоящий ремонт. Тогда в ход идут уловки, связанные с угрозами невозврата
«отремонтированной» техники и даже реализации в счет образовавшегося долга.
В настоящее время помимо Закона «О защите прав
потребителей» действуют также Правила бытового обслуживания населения,
утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 N
1514 (далее- Правила).
Правилами (пункт 4) предусмотрено, что договор о
выполнении работ оформляется в письменной форме (квитанция, иной документ)
и должен содержать, в том числе, следующие сведения:
· вид
работы;
· цена
работы;
· точное
наименование, описание и цена материалов (вещи), если работа выполняется из
материалов исполнителя или из материалов (с вещью) потребителя;
· отметку
об оплате потребителем полной цены работы либо о внесенном авансе при
оформлении договора, если такая оплата была произведена;
Один экземпляр договора о выполнении работ выдается исполнителем
потребителю. Только Договор о выполнении работ в отношении работы, исполняемой
в присутствии потребителя (например, диагностика неисправной техники), может
оформляться также путем выдачи кассового чека, билета и др.
Помимо этого, статья 35 Закона «О защите прав потребителей»
устанавливает, что исполнитель отвечает за сохранность переданной в ремонт
вещи.
Диагностика оборудования или устранение недостатков
являются возмездной работой и подпадают под правовое регулирование Правил,
следовательно, должны во всех случаях сопровождаться заключением договора в
письменной форме. Если договор не содержит точного наименования, описания и
цены вещи, переданной потребителем, вид выполняемой работы и ее цену - исполнитель
не вправе требовать с потребителя какой-либо оплаты за произведенные работы и
должен вернуть потребителю вещь, поскольку не имеет законных оснований для ее
удержания.
При поиске сервисного центра или ремонтной службы, а
также сдаче в ремонт неисправной вещи Роспотребнадзор рекомендует придерживаться
следующих правил.
1.
Недобросовестные исполнители не могут скрыть свою репутацию, в Интернете Вы
найдете много негативных отзывов о компаниях, которые часто нарушают права
потребителей.
2.
Клиентоориентированность начинается с вывески. Компания, которая не хочет
привлекать лишнее внимание не будет указывать на вывеске юридически значимую
информацию о себе. Кроме того, посмотрите, есть ли в месте приемки товаров в
ремонт следующая информация:
·
перечень оказываемых выполняемых работ, форм и (или) условий их предоставления;
·
указание на обозначение стандартов (при наличии), в соответствии с которыми
выполняются работы;
· сроки
выполнения работ;
· данные
о конкретном лице, которое будет выполнять работу, если эти данные имеют
значение исходя из характера работы;
·
требования, которые должны обеспечивать безопасность выполняемой работы для
потребителя, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя;
· образцы
договоров (квитанций, иных документов) о выполнении работ;
· образцы
(модели) изготавливаемых изделий либо их эскизы;
·
перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также
перечень льгот, предоставляемых при выполнении работ в соответствии с
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации.
Эта
информация должна находиться в удобном и доступном для обозрения месте.
3.
Помните, что потребитель обязан оплатить выполненную исполнителем в полном
объеме работу после ее принятия. Только с Вашего согласия работа может быть оплачена
при заключении договора в полном размере или путем выдачи аванса. У сервисного
центра остается Ваша вещь и если исполнитель уверен в качестве своей работы, он
не будет настаивать на большой предоплате.
4.
Поинтересуйтесь, есть ли у исполнителя кассовый аппарат. Передача аванса
обязательно должна сопровождаться выдачей кассового чека в бумажной или
электронной форме. Кроме того, сформированные с использованием онлайн-касс чеки
с QR-кодом, полученные при оплате работ, хранятся в информационном «облаке»
налоговой службы. В настоящее время чек можно получить на электронный адрес или
на номер мобильного телефона. Кроме того, потребитель может проверить
достоверность выданного ему чека при помощи мобильного приложения «Проверка чека ФНС
России» и сообщить о нарушении. Расчеты на банковскую карту мастера
недопустимы. Кроме того, документ по такой операции никак не связан с личностью
исполнителя, указанного в договоре, поэтому Вы не сможете доказать факт
предоплаты, если потребуется.
5. Ни при
каких условиях не соглашайтесь на ремонт, если Вам не предлагают заключить
договор и подписать акт приемки неисправной вещи.
6. При
ознакомлении с договором, обратите внимание на выполнение пункта 4 Правил. Вот полный
перечень условий, которые должны быть зафиксированы в договоре:
·
фирменное наименование (наименование) и место нахождения (адрес)
организации-исполнителя (для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя,
отчество (при наличии), сведения о государственной регистрации),
идентификационный номер налогоплательщика;
· вид
работы;
· цена
работы;
· точное
наименование, описание и цена материалов (вещи), если работа выполняется из
материалов исполнителя или из материалов (с вещью) потребителя;
· отметка
об оплате потребителем полной цены работы либо о внесенном авансе при
оформлении договора, если такая оплата была произведена;
· даты
приема и исполнения заказа;
·
гарантийные сроки на результаты работы, если они установлены федеральными
законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или
договором о выполнении работ либо предусмотрены обычаем делового оборота;
· другие
необходимые данные, связанные со спецификой выполняемых работ;
·
должность лица, принявшего заказ, и его подпись, а также подпись потребителя,
сдавшего заказ.
7.
Обязательно прочитайте договор (его образец, который должен быть в «уголке
потребителя»). Вас должны насторожить такие условия, как «право исполнителя в
одностороннем порядке изменить вид работ или их стоимость», отсутствие
гарантийного срока или его формальный характер (например, 7 дней) на результаты
выполненных работ, отсылка в договоре к другим документам (тарифы, условия,
приложения), которые размещены в Интернете, но не предъявляются для ознакомления
и не передаются вместе с договором.
8. При
выдаче отремонтированной бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и
приборов исполнитель обязан их осмотреть и продемонстрировать их работу (пункт
17 Правил).
9. При
обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков
в работе потребитель должен заявить об этом исполнителю. Указанные недостатки
должны быть описаны в акте либо в ином документе, удостоверяющем приемку.
Требуйте составления такого акта, ссылаясь на пункт 12 Правил.
10. После
окончания работ требуйте подписания двустороннего акта о приемке работ или проставления
соответствующей отметки в договоре.