Ежегодно, во второй четверг ноября широкая общественность отмечает Всемирный день качества, в 2020 году Всемирный день качества отмечается 12 ноября. Мероприятие проводится с 1989 года, инициатором учреждения этого мероприятия является Европейская организация качества при поддержке Организации Объединенных Наций и на сегодняшний день широко отмечается во многих странах мира. Инициатива проведения мероприятия в России принадлежит АНО «Российская система качества».
Цель проведения мероприятия - обозначение важности качества производимых товаров, работ, услуг для жизни и здоровья человека, окружающей среды, способ обратить внимание на необходимость его повышения, и, так же на удовлетворение спроса и ожиданий потребителя.
Очевидно, что качество производимых товаров и оказываемых услуг – одно из приоритетных направлений экономики, так же, качество производимых товаров и оказываемых услуг напрямую влияет на деятельность любого предприятия и даже отрасли.
Право на качество товара в Российской Федерации гарантировано Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей» и иными, принимаемыми в соответствии с ним нормативно-правовыми актами. Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Нормы ст.4 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей» предусматривают, что исполнитель (продавец) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу) качество которого соответствует договору.
Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
- потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей» для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
Согласно ст.29 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать:
- безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);
- соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);
- безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;
- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.
Удовлетворение требований потребителя о безвозмездном устранении недостатков, об изготовлении другой вещи или о повторном выполнении работы (оказании услуги) не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания выполнения работы (оказания услуги).
Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.
Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
В случае покупки некачественного товара и оказания некачественной услуги потребитель может обратиться за консультативной помощью по вопросам, связанным с защитой потребителями своих прав и законных интересов в консультационный пункт филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике – Чувашии в г. Новочебоксарске» по телефону 8 (8352) 78-23-44, посредством направления обращения на адрес электронной почты: urist.27@cge21.ru, с понедельника по пятницу, с 8.00 до 12.00 и с 13.00 до 17.00 часов.