Нам нужны решительные действия для преодоления глобальных кризисов изменения климата и утраты биоразнообразия. Для этого необходимо сократить выбросы парниковых газов, количество отходов и снизить потребление ресурсов во всех секторах. Как потребительское движение мы можем внести в общее дело свой вклад, сосредоточив усилия на тех секторах, в которых потребители являются конечными пользователями, в которых создаются новые законодательные рамки, а также в тех секторах, где у организаций потребителей имеются опыт, знания, силы и пространство для осуществления действий – в первую очередь это энергетика и продовольствие. Именно здесь движение потребителей способно оказать наибольшее влияние. Данный справочный материал посвящен роли потребителей в инициировании изменений и оказании помощи в создании более устойчивой циркулярной модели потребления.
В настоящее время мы заперты в рамках экономической модели, которая базируется на применении углеводородного топлива и образует огромное количество отходов, в рамках которой развитие и рост связаны с использованием ресурсов. Всем нам жизненно важно изменить глобальную модель потребления. Но сделать это нужно таким образом, чтобы обеспечить, а не подорвать прогресс в решении проблем нищеты, голода, неравенства, плохого здравоохранения и недостатка жилья. Указанные проблемы наносят существенный ущерб народам всех стран мира и наиболее остро ощущаются в странах южного полушария, где вопросы изменения климата оказывает особенно сильное негативное влияние.
Лидеры стран всего мира объединили усилия для решениях проблем климатического кризиса и утраты биоразнообразия. Наиболее важными из этих глобальных обязательств являются:
- Climate goals (Paris 2015) | Климатические цели | (Париж, 2015) – Парижское соглашение направлено на то, чтобы не допустить превышения глобальной среднегодовой температуры на планете в текущем столетии более чем на 2°С от доиндустриального уровня и сделать все возможное для удержания потепления в пределах 1,5°С.
- Sustainable Development Goals 2030 (SDGs) | Цели в области устойчивого развития на период до 2030 года (ЦУР)
– Представляют собой амбициозный пакет из 17 глобальных целей на период до 2030 года, устанавливающие новую парадигму экономического и социального развития, включая множество целей, связанных с решением экологических проблемам. Однако, по прогнозам, человечество не сможет достичь всех целей в области устойчивого развития и Парижского соглашения. Чтобы избежать этого, нам требуются быстрые, многосторонние действия и интенсивные глобальные усилия. Что такое устойчивое потребление?
Устойчивое потребление направлено на повышение эффективности использования ресурсов и развитие справедливой торговли при одновременном снижении уровня бедности и предоставлении каждому возможности иметь хорошее качество жизни, доступ к еде, воде, энергии, медицине и многим другим благам. Устойчивое потребление не только поможет нам сохранить планету для будущих поколений, но принесет близкие выгоды в более близкой перспективе. Так, помощь людям в отказе от использования некачественного, небезопасного топлива из биомассы принесет пользу не только окружающей среде, но и здоровью людей.
Переход к более устойчивой экономической модели может происходить справедливым или несправедливым образом. Мы считаем, что наряду с сохранением наших основных природных ресурсов любой переходный процесс также должен обеспечивать социальную справедливость, права человека и его потребности. Любая будущая система должна предлагать справедливые цены, безопасные и высококачественные товары, открытый доступ, уважение человеческого достоинства и конфиденциальности, как это предусмотрено основными правами и потребностями потребителей. Любые несправедливые механизмы, нечестные меры поощрения или наказания должны быть исключены из такой системы. Напротив, необходимо привлекать и мотивировать потребителей, делая выбор устойчивой рациональной модели потребления простым и доступным. Если мы не выполним этих условий, увеличатся риски появления ответной негативной реакции на усилия по обеспечению устойчивости потребления, а потребители останутся в стороне.
Если бы все жили так, как живет среднестатистический житель Западной Европы, нам потребовались бы ресурсы трех таких планет, как наша. А для обеспечения каждому уровня жизни американца потребовалось бы уже пять таких планет. Поскольку располагаемые доходы людей в странах с развивающимися экономиками растут, наблюдается рост спроса на потребительские товары, что требует дополнительных ресурсов планеты. Всемирный день экологического долга, то
есть день, в который мы потребляем все ресурсы планеты за год, каждый раз отмечается все раньше и раньше. В 2019 году этот день пришелся уже на 29 июля. Каждый из нас должен не только снизить потребление, но и изменить сам его способ.
ПЕРЕХОД К ЦИРКУЛЯРНОЙ ЭКОНОМИКЕ НИЗКОГО ЭНЕРГОПОТРЕБЛЕНИЯ
Решением проблемы чрезмерного потребления является переход к модели циркулярной экономики. Это означает отказ от модели «забрать, изготовить, выбросить» к модели, в которой отходы не выбрасываются из системы, а повторно используются и регенерируются. Это в свою очередь означает более эффективное использование меньшего количества ресурсов, а также разработку и производство изделий, которые можно ремонтировать, использовать повторно или переделывать. Такая модель поможет затормозить изменение климата и обратить вспять процесс утраты биоразнообразия. Уже сегодня есть несколько положительных примеров компаний, принявших эту модель на вооружение. Так, Timberland выпускает обувь из переработанных шин, DyeCoo разработала не требующий воды и применения каких-либо химических веществ, кроме самих красителей, способ окрашивания тканей.
РОЛЬ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Люди во всем мире начинают понимать всю серьезность экологического кризиса и воспринимают его сегодня как одну из основных угроз для своих стран, причем значительно возросшую с 2013 года. Потребители являются важным компонентом любой системы производства и потребления и имеют решающее значение для успеха любых изменений. Выбор, который мы делаем как потребители, дает нам возможность влиять на мир вокруг нас и способствовать изменениям. К основным способам, посредством которых потребители могут влиять на окружающий мир, относятся, в частности: выбор используемых ими продуктов и услуг; то, как именно потребители распоряжаются продуктами по окончании их жизненного цикла; то, как потребители добиваются изменения системы, например, цепочек поставок или регулирования. Тем не менее, даже будучи очень мощной экономической группой в рамках действующей модели, потребители не всегда в состоянии повлиять на систему в необходимых масштабах. Понимание и раскрытие потенциала потребителей повлиять на систему в большей степени поможет в более быстром осуществлении значительных изменений.
Система – это все составляющие индустрии, от производства и розничной торговли до потребления и утилизации, включая все взаимосвязи между различными элементами и совокупность всех процессов в целом.
1. Выбор, который мы делаем
Спрос на устойчивые продукты растет, особенно среди молодых потребителей. Глобальные исследования показали, что 66% потребителей заявляют о своей готовности платить больше за бренды, предлагающие устойчивые товары. Однако, различные исследования показывают, что в реальности покупки устойчивых продуктов составляют всего 20-30% (см. здесь и здесь). Как правило, выбор устойчивых продуктов оказывается для потребителей делом непростым, требующим от них определенных усилий на изучение вопроса и поиск надлежащего товара, изменения характера своего поведения как потребителя и больших трат.
Однако выбор потребителя может повлиять на систему и без фактических покупок. Требуя улучшения инфраструктуры для устойчивых покупок, мы тем самым можем стимулировать дальнейшее распространение устойчивых продуктов. Так, если вы покупаете воду в многоразовой таре, вы можете призвать свои местные органы управления или компанию-поставщика предоставить вам бесплатную воду для ее наполнения. Там, где бесплатная вода становится доступной в большем количестве мест, все больше людей предпочитают покупать воду в многоразовых бутылках. Так потребители становятся мощным фактором циркулярной экономики.
Барьеры для потребителей, выбирающих устойчивую модель потребления, должны быть устранены – путем расширения доступа, повышение экономической доступности, улучшения потребительских качеств устойчивых товаров и иными способами.
ПЕРЕХОД К ЦИРКУЛЯРНОЙ ЭКОНОМИКЕ НИЗКОГО ЭНЕРГОПОТРЕБЛЕНИЯ
Решением проблемы чрезмерного потребления является переход к модели циркулярной экономики. Это означает отказ от модели «забрать, изготовить, выбросить» к модели, в которой отходы не выбрасываются из системы, а повторно используются и регенерируются. Это в свою очередь означает более эффективное использование меньшего количества ресурсов, а также разработку и производство изделий, которые можно ремонтировать, использовать повторно или переделывать. Такая модель поможет затормозить изменение климата и обратить вспять процесс утраты биоразнообразия. Уже сегодня есть несколько положительных примеров компаний, принявших эту модель на вооружение. Так, Timberland выпускает обувь из переработанных шин, DyeCoo разработала не требующий воды и применения каких-либо химических веществ, кроме самих красителей, способ окрашивания тканей.
РОЛЬ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Люди во всем мире начинают понимать всю серьезность экологического кризиса и воспринимают его сегодня как одну из основных угроз для своих стран, причем значительно возросшую с 2013 года. Потребители являются важным компонентом любой системы производства и потребления и имеют решающее значение для успеха любых изменений. Выбор, который мы делаем как потребители, дает нам возможность влиять на мир вокруг нас и способствовать изменениям. К основным способам, посредством которых потребители могут влиять на окружающий мир, относятся, в частности: выбор используемых ими продуктов и услуг; то, как именно потребители распоряжаются продуктами по окончании их жизненного цикла; то, как потребители добиваются изменения системы, например, цепочек поставок или регулирования. Тем не менее, даже будучи очень мощной экономической группой в рамках действующей модели, потребители не всегда в состоянии повлиять на систему в необходимых масштабах. Понимание и раскрытие потенциала потребителей повлиять на систему в большей степени поможет в более быстром осуществлении значительных изменений.
Система – это все составляющие индустрии, от производства и розничной торговли до потребления и утилизации, включая все взаимосвязи между различными элементами и совокупность всех процессов в целом.
1. Выбор, который мы делаем
Спрос на устойчивые продукты растет, особенно среди молодых потребителей. Глобальные исследования показали, что 66% потребителей заявляют о своей готовности платить больше за бренды, предлагающие устойчивые товары. Однако, различные исследования показывают, что в реальности покупки устойчивых продуктов составляют всего 20-30% (см. здесь и здесь). Как правило, выбор устойчивых продуктов оказывается для потребителей делом непростым, требующим от них определенных усилий на изучение вопроса и поиск надлежащего товара, изменения характера своего поведения как потребителя и больших трат.
Однако выбор потребителя может повлиять на систему и без фактических покупок. Требуя улучшения инфраструктуры для устойчивых покупок, мы тем самым можем стимулировать дальнейшее распространение устойчивых продуктов. Так, если вы покупаете воду в многоразовой таре, вы можете призвать свои местные органы управления или компанию-поставщика предоставить вам бесплатную воду для ее наполнения. Там, где бесплатная вода становится доступной в большем количестве мест, все больше людей предпочитают покупать воду в многоразовых бутылках. Так потребители становятся мощным фактором циркулярной экономики.
Барьеры для потребителей, выбирающих устойчивую модель потребления, должны быть устранены – путем расширения доступа, повышение экономической доступности, улучшения потребительских качеств устойчивых товаров и иными способами.