19 июля пройдет День открытых дверей для предпринимателей
19 июля 2018 года с 12 до 16 часов территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по
Чувашской Республике – Чувашии в г.Новочебоксарск по адресу: ул.Строителей, 56а,
г.Новочебоксарск, Чувашская Республика в целях повышения открытости и доступности сведений о
своей деятельности будет организован «День открытых дверей для предпринимателей». В рамках ме-
роприятия представители малого и среднего бизнеса, предпринимательского сообщества региона
смогут получить бесплатную консультационную помощь по вопросам обеспечения санитарно-
эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, технического регулиро-
вания и иным аспектам деятельности.
Вход свободный, предварительная запись не требуется. Телефон для справок: 77-06-92.
Роспотребнадзор доводит до сведения потребителей туристского продукта рекомендации по по-
лучению экстренной помощи и возмещению убытков1. Для туристов, уже выехавших за рубеж.
Турист, находящийся за пределами Российской Федерации, вправе потребовать обеспечения экстрен-
ной помощи за счет средств компенсационного фонда объединения туроператоров в сфере выездного
туризма «ТУРПОМОЩЬ» (www.tourpom.ru, тел.: +7 (499) 678-12-03 (круглосуточно)).
Туристы имеют право на получение следующей экстренной помощи:
- перевозка туриста в место окончания путешествия;
- обеспечение временного проживания туриста в гостинице или ином средстве размещения на срок до
начала осуществления перевозки к месту окончания путешествия - если период вынужденного ожи-
дания перевозки составляет более 12 часов;
- доставка туриста от места расположения гостиницы в стране временного пребывания до пункта
начала осуществления перевозки к месту окончания путешествия (трансфер);
- организация питания туриста с учетом физиологических норм питания человека;
- обеспечение неотложной медицинской и правовой помощи;
- обеспечение хранения багажа (более подробную информацию можно получить на сай-
те ТУРПОМОЩИ.
Обращение туриста должно содержать следующую информацию:
- фамилия, имя и отчество туриста (туристов);
- адрес места нахождения туриста (туристов);
- номер договора о реализации туристского продукта и наименование туроператора (турагента);
- контактная информация автора обращения;
- обстоятельства (факты), свидетельствующие о невозможности исполнения, неисполнении или не-
надлежащем исполнении туроператором обязательств по договору о реализации туристского продук-
та.
Решение об оказании туристу экстренной помощи или об отказе в ее оказании принимается объеди-
нением туроператоров не позднее 24 часов с момента получения им обращения туриста. Решение до-
водится объединением туроператоров до автора обращения немедленно всеми доступными средства-
ми связи.
2. Для всех туристов, понесших убытки от деятельности туроператора.
2.1Порядок обращения туристов за выплатой в организацию, предоставившую финансовое обеспече-
ние туроператору
В случае объявления о приостановке деятельности в связи с невозможностью исполнения обяза-
тельств обязанность по возврату денежных средств, уплаченных туристом, возлагается на организа-
цию, застраховавшую гражданскую ответственность туроператора, либо организацию, предоставив-
шую банковскую гарантию.
Для получения выплат необходимо:
- обратиться в организацию, предоставившую финансовое обеспечение туроператору, с письменным
требованием о выплате, которое должно включать:
1) Ф.И.О. туриста, заключившего договор, а также его контактные данные (почтовый и электронный адреса, телефон); 2) дату выдачи, срок действия и иные реквизиты документа, представленного в качестве финансового обеспечения ответственности туроператора; 3) номер договора о реализации туристского продукта, дату его заключения, а также даты начала и окончания тура; 4) наименования туроператора, которому предоставлено финансовое обеспечение ответственности; 5) информацию об обстоятельствах, свидетельствующих о неоказании услуг по перевозке или разме-щению или о наличии недостатков по данным услугам; 6) размер реального ущерба, причиненного туристу; 7) реквизиты документа, подтверждающие отказ туроператора добровольно возместить туристу при-чиненный реальный ущерб, и (или) номер и дату вступившего в силу судебного решения о возмеще-нии туроператором реального ущерба - если требование предъявляется по банковской гарантии; 8) банковские реквизиты для перечисления средств возмещения. К требованию необходимо приложить следующие документы: 1) копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность туриста; 2) копию договора о реализации туристского продукта, если договор оформлялся на бумажном носи-теле, или договор, оформленный в форме электронного документа; 3) документы, подтверждающие реальный ущерб, возникший у туриста в результате неисполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта. Важно! Туристам, самостоятельно приобретающим билеты для возвращения и/или оплачивающим прожива-ние в отеле, рекомендует сохранять документы, подтверждающие оплату. Страховщик или гарант обязан удовлетворить требование о денежной выплате не позднее 30 кален-дарных дней после дня получения от туриста вышеуказанного требования и необходимых докумен-тов. Если требование не удовлетворено или удовлетворено частично, при наличии у туроператора не-скольких страховщиков или гарантов турист вправе обратиться к другому из них в размере части тре-бования, оставшейся неудовлетворенной. В случаях, если с требованиями о выплате страхового возмещения по договору страхования ответ-ственности туроператора к страховщику обратились одновременно более одного туриста и (или) ино-го заказчика и общий размер денежных средств, подлежащих выплате, превышает сумму финансово-го обеспечения, удовлетворение таких требований осуществляется пропорционально суммам денеж-ных средств, указанным в требованиях к сумме финансового обеспечения. Получение денежной выплаты не лишает туриста права требовать от туроператора выплаты штрафов, пеней, возмещения упущенной выгоды и (или) морального вреда в порядке и на условиях, преду-смотренных законодательством РФ 2.1 Порядок обращения туристов в объединение туроператоров за возмещением из фонда персональ-ной ответственности туроператора Законодательством предусмотрена возможность заявлять требования о возврате денежных средств за путевку, предусматривающую выезд за рубеж, объединению туроператоров в сфере выездного ту-ризма («ТУРПОМОЩЬ»). При этом порядок обращения за денежной выплатой зависит от размера фонда персональной ответственности туроператора: 1) если фонд не достиг максимального размера, то денежная выплата производится в случае, когда средств страховщика или гаранта оказалось недостаточно для возмещения туристу причиненного ущерба. То есть туристу сначала необходимо обратиться в организацию, предоставившую финансо-вое обеспечение туроператору; 2) если фонд персональной ответственности туроператора достиг максимального размера, турист мо-жет обращаться непосредственно в объединение туроператоров. Для получения выплат необходимо: - обратиться в объединение туроператоров с письменным требованием о выплате возмещения; Требование и необходимые документы нужно представить в течение 90 рабочих дней с установлен-
ной объединением даты начала сбора требований. Уведомление о начале сбора требований должно быть размещено на сайте ТУРПОМОЩИ. Перечень документов, прилагаемых к требованию см. выше. в п. 2.1. Решение о выплате денежного возмещения «ТУРПОМОЩЬ» принимает в течение 10 рабочих дней по истечении срока сбора требований. В течение последующих 10 рабочих дней денежное возмеще-ние перечисляется на банковский счет туриста. Как таковое опасение туриста по поводу того, что оплаченная им услуга не будет оказана, само по себе страховым случаем не является. Урегулирование споров в сфере оказания бытовых услуг Урегулирование споров, возникающих между потребителями и исполнителями в сфере оказания бы-товых услуг, осуществляется в порядке, предусмотренном Законом «О защите прав потребителей» и Правилами бытового обслуживания населения. Основной формой выражения несогласия с деятельностью исполнителя по поводу выполнения усло-вий заказа, качеством услуги является направление претензии в адрес исполнителя. Потребитель обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором, с участием исполнителя осмотреть и принять выполненную работу (ее результат). При обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе потребитель должен немедленно за-явить об этом исполнителю. Недостатки должны быть описаны в акте, либо ином документе, удосто-веряющем приемку. При обнаружении скрытых недостатков, которые не могли быть обнаружены при приемке (при обычном способе), в том числе и умышленно скрытые исполнителем, потребитель обязан известить об этом исполнителя в разумный срок по их обнаружению. Законом «О защите прав потребителей» установлены сроки выполнения требований потребителя от-носительно выполняемых работ. Они приводятся в следующей таблице:
Требования потребителя Сроки выполнения Статья Закона РФ «О защите прав потребителей»
Безвозмездное устранение недостатков
выполненной работы
(оказанной услуги)
Разумный срок, который назначает по-требитель Недостатки обнаружены в ходе работы (ст. 30) 20 дней В случае выявления существенных недостатков работы (услуги) по истечении гарантийно-го срока, но в пределах срока службы (п.6 ст. 29)
Соответствующее уменьшение цены вы-
полненной работы (оказанной услуги) 10 дней п.1 ст. 31
Возмещение понесенных потребителем
расходов по устранению недостатков вы-
полненной работы (оказанной услуги)
своими силами или третьими лицами 10 дней п. 1 ст.31
Расторжение договора и возмещение
убытков в связи с расторжением договора 10 дней п.1 ст.31
Безвозмездное изготовление другой вещи
из однородного материала такого же ка-
чества или повторного выполнения рабо-
ты Срок для сроч-ного выполне-ния Если этот срок не установлен, то срок вы-полнения первоначальной работы из дого-вора (п. 2 ст. 31)
Заменить утраченный материал (вещь) 3 дня П.1 ст. 35 при отсутствии аналогичного
аналогичным материала (вещи) исполнитель обязан возместить двукратную цену материала (вещи), а также расходы, понесенные по-требителем
и изготовить изделие из аналогичного
материала Разумный срок П. 1 ст. 35 В случае отклонения требований потребителя, изложенных им в претензии, дальнейшее разрешение спора происходит в судебном порядке путем обращения потребителя с соответствующим заявлением в судебные органы. Защита прав потребителей в судебном порядке Истец по своему выбору вправе предъявить иск: по месту жительства или пребывания истца; по месту заключения или исполнения договора. Иски о защите прав потребителей не облагаются государственной пошлиной. Действующее законодательство требует обязательного соблюдения досудебного претензионного по-рядка разрешения спора. Наряду с предъявлением в суд требования о возмещении причиненного нарушением исполнителем имущественного вреда и понесенных убытков потребитель вправе потребовать компенсации мораль-ного вреда, если действиями нарушителя ему были причинены физические или нравственные страда-ния. Моральный вред компенсируется в денежной форме Размер компенсации определяется соглашением сторон, в случае спора – судом. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции контроля и надзора в обла-сти защиты прав потребителей и безопасности товаров, работ, услуг вправе вступить в гражданское дело по иску потребителя по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле либо мо-гут быть привлечены судом к участию в деле для дачи заключения по делу в целях защиты прав по-требителей. Договор об установке пластиковых окон Еще римское право рассматривало договор с трех позиций: как основание возникновения правоотно-шения; непосредственно как правоотношение; как форму, которую принимает правоотношение. В соответствии с п. 1 ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Согласно п. 4 ст. 422 ГК РФ, условия договора определяются по усмотрению сторон. Следовательно, о чем стороны дого-вора достигли соглашение, то они и должны исполнить. Потребители, как правило, подписывают договоры, не читая. Самым ярким примером является дого-вор на установку пластиковых окон, который часто в названии определен как договор розничной купли-продажи, а по сути, его предметом является изготовление и доставка окон. При этом, потреби-тели считают, что должен быть произведен и монтаж (установка), как это устно обещают. Принять меры к недобросовестным предпринимателям, а тем более обязать их установить окна, не просто. Если обращаться к показаниям свидетелей, то это возможно только в суде. Чтобы исключить подобного рода неприятности, не следует спешить с подписанием договоров, но внимательно читать их содержание. Ремонт телефонов При ремонте мобильного телефона в сервисном центре немаловажной проблемой является качество ремонта, осуществляемого по гарантии. Нередкими являются нарушения со стороны сервисных цен-тров по порядку оформления талонов (накладных) на ремонт телефонов. Согласно «Правилам бытового обслуживания населения в РФ» в накладной на ремонт обязательно должно содержаться: описание принятой в ремонт вещи, характера повреждений, срока ремонта, ад-рес мастерской и другие параметры. Однако в нарушение законодательства данные сведения в кви-танциях потребителей, как правило, не отражаются, что влияет на право потребителя на получение неустойки за нарушение срока ремонта, поскольку при отсутствии указания срока потребитель не
вправе заявлять требование о выплате, установленное ст. 23 Закона РФ «О защите прав потребите-лей». В большинстве квитанций не содержится описание вещи, чем впоследствии может воспользоваться мастерская, сославшись на наличие на телефоне механических повреждений. Также потребитель вправе настаивать, чтобы телефон был вскрыт в его присутствии с той целью, чтобы сотрудники ма-стерской не могли впоследствии сослаться на то, что телефон был поврежден по причине неправиль-ной эксплуатации самим потребителем (затоплен водой или разбит). Если такие повреждения будут обнаружены при потребителе, то об этом должен быть составлен соответствующий акт, в котором потребитель делает отметки (ставит свою подпись) о своем согласии или несогласии с актом. Потре-битель вправе провести экспертизу в независимом экспертном учреждении, если не доверяет выво-дам данного сервисного центра. В отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока, в соответ-ствии со ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», потребитель вправе предъявить свои требо-вания продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуаль-ному предпринимателю, импортеру). Если гарантийный срок не установлен, не отражен ни в одном письменном документе, выданном по-требителю на данный телефон, то потребитель вправе предъявить указанные требования, если недо-статки обнаружены в пределах двух лет со дня передачи их потребителю. Гарантийный срок товара исчисляется со дня передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено договором. Если день передачи установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления товара. При отсутствии в сервисном центре деталей для ремонта телефона, потребитель вправе обратиться к изготовителю и обязать его произвести ремонтные работы как в судебном, так и в досудебном поряд-ке, поскольку согласно ст.6 Закона РФ «О защите прав потребителей» изготовитель обязан обеспе-чить возможность использования товара в течение его срока службы. Для этой цели изготовитель обеспечивает ремонт и техническое обслуживание товара, а также выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации в необходимых для ремонта и технического обслуживания объеме и ассор-тименте запасных частей в течение срока производства товара и после снятия его с производства в течение срока службы товара, а при отсутствии такого срока в течение десяти лет со дня передачи то-вара потребителю. Если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно, то есть в ми-нимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого спосо-ба. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней. В случае, если во время устранения недостатков товара станет очевидным, что они не будут устране-ны в определенный соглашением сторон срок, стороны могут заключить соглашение о новом сроке устранения недостатков, товара. При этом отсутствие необходимых для устранения недостатков то-вара запасных частей (деталей, материалов), оборудования или подобные причины не являются осно-ванием для заключения соглашения о таком новом сроке и не освобождают от ответственности за нарушение срока, определенного соглашением сторон первоначально. На период ремонта потребителю должны предоставить другой мобильный телефон. Согласно ст.20 Закона РФ «О защите прав потребителей», в отношении товаров длительного пользования изготови-тель, продавец либо уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предпри-ниматель обязаны при предъявлении потребителем указанного требования в трехдневный срок без-возмездно предоставить потребителю на период ремонта аналогичный товар, обеспечив доставку за свой счет. При нарушении права потребителя на предоставление на период ремонта другого телефо-на, в соответствии со ст.23 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать выплаты неустойки в размере одного процента цены товара. Негарантийный ремонт Отношения, вытекающие из договора о выполнении работы (оказания услуги) регулируются Граж-
данским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», Правилами бытового обслуживания населения в Российской Федера-ции, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.08.1997г. №1025, иными норматив-ными правовыми актами. При сдаче товара в сервисный центр для проведения платного (не гарантийного) ремонта, между по-требителем и исполнителем должен быть заключен договор об оказании услуги, в котором должны быть определены сроки ремонта. Ответственность за нарушение исполнителем сроков выполнения работ (оказания услуг) закреплена в ст. 28 Закона о защите прав потребителей. При нарушении исполнителем сроков выполнения работы (оказания услуги) - срока начала и (или) окончания выполнения работы (оказания услуги), и (или) промежуточных сроков выполнения работы (оказания услуги), или если во время выполнения работы (оказания услуги) стало очевидным, что она не будет выполнена в срок, потребитель по своему выбору вправе: - назначить исполнителю новый срок; - поручить выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов; - потребовать уменьшения цены за выполнение работы (оказание услуги); - отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги). Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков выполнения работы (оказания услуги). Убытки возмещаются в сроки, установ-ленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Назначенные потребителем новые сроки выполнения работы (оказания услуги) указываются в дого-воре о выполнении работы (оказании услуги) в виде дополнительного соглашения либо иного доку-мента. В случае просрочки новых сроков потребитель вправе предъявить исполнителю иные требования, установленные пунктом 1 данной статьи. В случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пе-ни). Неустойка (пеня) за нарушение сроков начала выполнения работы (оказания услуги), ее этапа взыс-кивается за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки вплоть до начала выполнения работы (оказания услуги), ее этапа или предъявления потребителем требований, предусмотренных пунктом 1 вышеуказанной статьи. Неустойка (пеня) за нарушение сроков окончания выполнения работы (оказания услуги), ее этапа взыскивается за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки вплоть до окончания вы-полнения работы (оказания услуги), ее этапа или предъявления потребителем требований, преду-смотренных пунктом 1 данной статьи. Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида вы-полнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги). Размер неустойки (пени) определяется, исходя из цены выполнения работы (оказания услуги), а если указанная цена не определена, исходя из общей цены заказа, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено исполнителем в день добровольного удо-влетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование потреби-теля добровольно удовлетворено не было. Требования потребителя, установленные пунктом 1 статьи 28 Закона о защите прав потребителей, не подлежат удовлетворению, если исполнитель докажет, что нарушение сроков выполнения работы (оказания услуги) произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя.
Однако необходимо иметь ввиду, что поскольку все претензии потребителей к лицу, выполняющему работу (оказывающему услугу), носят имущественный характер, спор между сторонами может быть разрешен только судом (ст. 11 ГК РФ и ст. 17 Закона о защите прав потребителей). В этой связи, в соответствии с п. 2 ст. 17 Закона о защите прав потребителей, потребители вправе предъявить иск в суд по своему месту жительства или по месту пребывания либо по месту нахожде-ния ответчика, либо по месту заключения или исполнения договора. При этом, в соответствии с п. 3 ст. 17 Закона о защите прав потребителей и п/п. 4 п. 2 ст. 333.36 Нало-гового кодекса Российской Федерации, при обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав (в случае, если цена иска не превышает 1 000 000 рублей). Кроме того, в соответствии со ст. 15 Закона, потребитель вправе потребовать компенсации морально-го вреда, размер которой определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Бытовые услуги населению Сфера защита прав потребителей при оказании бытовых услуг населению является одной из важней-ших. Ведь именно в эту сферу входят работы и услуги, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, например, ремонт бытовой техники, изготовление мебели, ювелирных изделий, химчистка, и прочие услуги. Отношения в этой сфере регулируются Гражданским кодексом РФ, Законом РФ «О защите прав по-требителей» и Правилами бытового обслуживания населения. Знание законодательной базы является залогом получения желаемой услуги, качественно и вовремя выполненной заказанной работы. Ознакомление с правовыми аспектами данных правоотношений следует начать с субъектного соста-ва, в который входят потребитель и исполнитель. Под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать, либо заказывающий или использующий работы (услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Под исполнителем понимается организация, независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору. Договор об оказании услуги (выполнения работы) оформляется в письменной форме (квитанция, иной документ). До заключения договора, исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходи-мую и достоверную информацию об услугах (работах), которая в обязательном порядке должна со-держать: перечень оказываемых услуг (выполняемых работ) и форм их предоставления; обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать услуги (работы); сроки ока-зания услуг (выполнения работ); данные о конкретном лице, которое будет оказывать услугу (выпол-нять работу), если эти данные имеют значение, исходя из характера услуги (работы); гарантийные сроки, если они установлены федеральными законами; цены на оказываемые услуги (выполняемые работы), а также на используемые при этом материалы, запасные части и фурнитуру исполнителя (обозначенные на их образцах) и сведения о порядке и форме оплаты; сведения о подтверждении со-ответствия услуг (работ) установленным требованиям. Наиболее распространенными нарушениями законодательства о защите прав потребителей при осуществлении деятельности в сфере предоставления бытовых услуг являются бездействия испол-нителей по обеспечению потребителей полной и достоверной информацией об исполнителе и оказы-ваемых услугах! После ознакомления с содержанием, стоимостью и порядком оказания услуг, заключается Договор. Он должен содержать следующие сведения: * вид услуги (работы); * цена услуги (работы); * точное наименование, описание и цена материалов (вещи), если услуга (работа) выполняется из материалов исполнителя или из материалов (с вещью) потребителя; * отметка об оплате потребителем полной цены услуги (работы) либо о внесенном авансе при
оформлении договора, если такая оплата была произведена; * даты приема и исполнения заказа; * гарантийные сроки на результаты работы, если они установлены федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации или договором либо предусмотрены обыча-ем делового оборота; * другие необходимые данные, связанные со спецификой оказываемых услуг (выполняемых ра-бот); * должность лица, принявшего заказ, и его подпись, а также подпись потребителя, сдавшего за-каз. Обязанностью потребителя, в свою очередь, является оплата оказываемых услуг в сроки и в порядке, которые указаны в договоре. Потребитель обязан оплатить выполненную работу после ее окончательной сдачи исполнителем. С согласия потребителя работа может быть оплачена им при заключении договора полностью или пу-тем выдачи аванса. Потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги при условии оплаты ис-полнителю фактически понесенных расходов. Исполнитель обязан оказать услугу (выполнить работу), качество которой соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве услуги (работы) исполнитель обязан оказать услугу (выполнить работу), пригодную для целей, для которых услуга (работа) такого рода обычно исполь-зуется. В случае обнаружения недостатков оказанной услуги (выполненной работы), потребитель вправе по своему выбору потребовать: * безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги (выполненной работы); * соответствующего уменьшения цены оказанной услуги (выполненной работы); * безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь; * возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги (выпол-ненной работы) своими силами или третьим лицом. Потребитель вправе расторгнуть договор об оказании услуги (выполнении работы) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки оказан-ной услуги (выполненной работы) исполнителем не устранены. Потребитель также вправе расторг-нуть договор об оказании услуги (выполнении работы), если им обнаружены существенные недо-статки оказанной услуги (выполненной работы) или иные существенные отступления от условий до-говора. Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с не-достатками оказанной услуги (выполненной работы). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Если исполнитель нарушил сроки начала, окончания и промежуточные сроки оказания услуги (вы-полнения работы) или во время оказания услуги (выполнения работы) стало очевидным, что она не будет оказана (выполнена) в срок, потребитель по своему выбору вправе: * назначить исполнителю новый срок; * поручить оказание услуги (выполнение работы) третьим лицам за разумную цену или выпол-нить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов; * потребовать уменьшения цены за оказание услуги (выполнение работы); * расторгнуть договор об оказании услуги (выполнении работы). Урегулирование споров, возникающих между потребителями и исполнителями в сфере оказания бы-товых услуг, осуществляется в порядке, предусмотренном Законом РФ «О защите прав потребите-лей», Правилами бытового обслуживания населения. Основной формой выражения несогласия с деятельностью исполнителя по поводу выполнения усло-вий заказа, качеством услуги, является направление претензии в адрес исполнителя. Претензия составляется в 2-х экземплярах (один передается исполнителю, другой остается у Вас), на
Вашем экземпляре исполнитель должен поставить отметку о получении претензии (начало отсчета срока исполнения Ваших требований). В случае непринятия исполнителем претензии, Вы можете направить ее на адрес исполнителя по почте заказным письмом с уведомлением (дата вручения – начало исчисления срока исполнения ваших требований). В случае отказа исполнителя добровольно удовлетворить Ваши требования, Вы вправе обратиться в суд за защитой своих прав (ст. 11 ГК РФ, ст. 17 Закона РФ), дополнительно предъявив требование о компенсации морального вреда (ст. 15 Закона РФ). Исковое заявление подается в суд по месту: нахождения организации; Вашего места жительства или пребывания; заключения или исполнения договора (ст. 17 Закона РФ). Потребители по искам, связанным с нарушением их прав, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ. Требования законодательства к договорам об оказании бытовых услуг Договор об оказании услуги (выполнения работы) оформляется в письменной форме (квитанция, иной документ) и должен содержать следующие сведения: * вид услуги (работы); * цена услуги (работы); * точное наименование, описание и цена материалов (вещи), если услуга (работа) выполняется из материалов исполнителя или из материалов (с вещью) потребителя; * отметка об оплате потребителем полной цены услуги (работы) либо о внесенном авансе при оформлении договора, если такая оплата была произведена; * даты приема и исполнения заказа; * гарантийные сроки на результаты работы, если они установлены федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации или договором либо предусмотрены обыча-ем делового оборота; * должность лица, принявшего заказ, и его подпись, а также подпись потребителя, сдавшего за-каз; * другие необходимые данные, связанные со спецификой оказываемых услуг (выполняемых ра-бот). Так, при приеме изделия в химическую чистку в договоре (квитанции, ином документе) указывается наименование изделия, его цвет, волокнистый состав, комплектность, фурнитура, имеющиеся дефек-ты, не удаляемые при химической чистке, дополнительные платные услуги, оказываемые с согласия потребителя (аппретирование, дезодорация, антистатическая обработка и другие). В договоре (кви-танции, ином документе) о выполнении работ по ремонту и изготовлению ювелирных изделий из драгоценных металлов производится описание работ (с приложением эскиза за подписью потребите-ля), а также драгоценных камней с указанием формы, размера, массы, массы, цвета, дефектов. Следует иметь в виду, что договор об оказании услуги (выполнении работы), исполняемой в присут-ствии потребителя, может оформляться также путем выдачи кассового чека, билета и т.п. Наиболее распространенными нарушениями требований законодательства о защите прав потребите-лей при осуществлении предпринимательской деятельности в сфере предоставления бытовых услуг являются бездействия исполнителей по обеспечению потребителей полной и достоверной информа-цией об исполнителе и оказываемых услугах. Указанные нарушения могут быть основанием для привлечения виновных к административной от-ветственности по ч. 1 ст. 14.8, ст. 14.15 КоАП РФ. В договоре могут быть включены условия, ущемляющие права потребителя, которые при определен-ных обстоятельства квалифицируются как административное правонарушение, влекущее ответствен-ность, предусмотренную ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ. Услуги платных автостоянок Автомобиль давно и прочно перешел из разряда роскоши в разряд средств передвижения. С ростом количества автомобилей соответственно возрастает спрос и на услуги автостоянок. Что надо знать потребителю, чтобы временное хранение автомашины было
случае, когда исполнителем причинен вред имуществу в результате ненадлежащего хранения вашей собственности? Прежде всего, необходимо ознакомиться с «Правилами оказания услуг автостоянок», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2001 г. (далее Правила). Важно знать! Передавать автомобиль для временного хранения необходимо только после заключения договора с исполнителем. Исполнитель обязан заключить с потребителем договор. Договор заключается в письменной форме и должен содержать следующие сведения: - наименование и местонахождение (юридический адрес) организации-исполнителя либо ФИО инди-видуального предпринимателя, сведения о его государственной регистрации; - ФИО, номер телефона и адрес потребителя; - дата заключения договора, срок хранения автомототранспортного средства; - цена услуги по хранению автомототранспортного средства, цены дополнительных услуг, оказывае-мых за плату, а также форма и порядок их оплаты; - марка, модель и государственный регистрационный знак автомототранспортного средства, прини-маемого на хранение; - цена автомототранспортного средства, определяемая по соглашению сторон; - условия хранения автомототранспортного средства; - порядок приема и выдачи автомототранспортного средства; - должность, ФИО уполномоченного работника исполнителя, оформляющего договор, его подпись, а также подпись потребителя. При многократных въездах на автостоянку и выездов с нее, при заключении договора оформляется постоянный пропуск, в котором указываются марка, модель и государственный регистрационный знак автомототранспортного средства, номер места на автостоянке, срок действия пропуска. При кратковременной разовой постановке транспортного средства на автостоянку (на срок не более одних суток) заключение договора может быть осуществлено путем выдачи потребителю соответ-ствующего документа (сохранной расписки, квитанции и т.п.) с указанием государственного реги-страционного знака автомототранспортного средства. Договор (сохранная расписка, квитанция) составляется в 2 экземплярах, один из которых передается потребителю, а другой остается у исполнителя. При въезде на автостоянку потребитель предъявляет исполнителю автомототранспортное средство для внешнего осмотра, а также договор или документ, удостоверяющий заключение договора. Для выезда с автостоянки при разовой постановке автомототранспортного средства на хранение по-требитель обязан предъявить уполномоченному работнику исполнителя документ, удостоверяющий принятие автомототранспортного средства на хранение (сохранную расписку, квитанцию и т.п.), а также подтвердить возврат ему автомототранспортного средства личной подписью, которая простав-ляется в присутствии уполномоченного работника исполнителя на оригинале и копии указанного до-кумента. По требованию исполнителя потребитель обязан предъявить документ, удостоверяющий его лич-ность, и документы, подтверждающие право собственности (пользования, распоряжения) на автомо-тотранспортное средство. А как поступать в том случае, когда, забирая машину с платной стоянки вечером, вы обнаруживаете царапины или повреждения, которых утром не было? В случае утраты (хищения), повреждения или нарушения комплектности автомототранспортного средства, произошедших в процессе хранения его на автостоянке, исполнитель обязан по требованию потребителя составить соответствующий акт, который подписывается потребителем и уполномочен-ным работником исполнителя. Акт составляется в 2 экземплярах, один из которых передается потре-бителю, а другой остается у исполнителя. При причинении прямого вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя, а также в случае вреда, причиненного вследствие непредоставления ему полной и достоверной информации об услуге, по-требитель вправе потребовать возмещения такого вреда в порядке, предусмотренном статьей 14 За-кона Российской Федерации "О защите прав потребителей", статьями 891, 901 Гражданского кодекса. Для этого потребителю необходимо обратиться к исполнителю с письменным требованием о возме-
щении вреда в установленный Законом десятидневный срок. Доказательством вины исполнителя бу-дет служить составленный вышеуказанный акт. Кроме того, напоминаем, что при нарушении сроков оказания услуги или при оказании услуги с не-достатком потребитель вправе обратиться к исполнителю с требованиями, предусмотренными стать-ями 28 и 29 Закона. Выбирая автостоянку, рекомендуем обратить внимание на наличие: - вывески, (с указанием информация об исполнителе и режиме его работы); - информационного стенда (с указанием перечня оказываемых основных и дополнительных услуг, правил пользования автостоянкой, цены на основные и дополнительные услуги, перечень кате-горий потребителей, имеющих право на получение льгот, образцы документов, удостоверяющих при-ем и выдачу автомототранспортного средства исполнителем и оплату услуг потребителем, адрес и номер телефона исполнителя для приема претензий). Также необходимо обратить внимание на то, как оборудована автостоянка (освещенность террито-рии, наличие ограды, наличие камер наблюдения, достаточное количество охранников и т.д.). Помните! У исполнителя есть обязанность обеспечить сохранность вашего имущества, а у потреби-теля есть право выбора исполнителя! Услуги химчисток Довольно развитым в настоящее время является такой вид бытового обслуживания населения как хи-мическая чистка вещей. Однако не все организации, оказывающие данные услуги, работают на потребительском рынке доб-росовестно. Чаще всего претензии граждан, возникающие при оказании услуг химчистки, связаны с порчей (по-вреждением) принятой на химчистку вещи или ее утратой. Деятельность по оказанию услуг химической чистки вещей регулируется следующими законодатель-ными актами: Гражданский кодекс Российской Федерации (далее ГК РФ); Закон РФ от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон о защите прав потребителей); Правила бытово-го обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. №1025 (далее Правила). Право на информацию В момент сдачи вещи в химчистку до потребителя доводится информация о наименовании (фирмен-ном наименовании) химчистки, месте ее нахождения (юридический адрес) и режиме ее работы. Дан-ная информация размещается на вывеске организации. Правила, а также ст. ст. 8, 10 Закона о защите прав потребителей закрепляют обязанность химчистки своевременно (до заключения договора) в наглядной и доступной форме довести до сведения потре-бителя необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, которая в обязательном порядке должна содержать: * перечень оказываемых услуг (выполняемых работ) и форм их предоставления; * обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать услуги (работы); * сроки оказания услуг (выполнения работ); * данные о конкретном лице, которое будет оказывать услугу (выполнять работу), если эти данные имеют значение, исходя из характера услуги (работы); * гарантийные сроки; * цены на оказываемые услуги (выполняемые работы) и сведения о порядке и форме оплаты. Указанная информация должна находиться в удобном для обозрения потребителя месте на русском языке. Заключаем договор Договор на оказание услуг химчистки заключается в письменной форме, как правило, в виде оформ-ления квитанции. В квитанции должны содержаться следующие условия:
* фамилия, имя, отчество потребителя, его контактные данные; * наименование и местонахождение (юридический адрес) химчистки (для индивидуального предпринимателя - ФИО, сведения о гос. регистрации); * вид услуги (работы); * цена услуги (работы); * наименование изделия, его цвет, волокнистый состав, комплектность, фурнитура, имеющиеся дефекты, неудаляемые при химической чистке и цена вещи (ее оценка с учетом износа); * отметка об оплате потребителем полной цены услуги (работы) либо о внесенном авансе при оформлении договора, если такая оплата была произведена; * дата приема и исполнения заказа; * гарантийные сроки; * дополнительные платные услуги, оказываемые с согласия потребителя (аппретирование, дез-одорация, антистатическая обработка и другие); * другие необходимые данные. Один экземпляр квитанции выдается сотрудником химчистки потребителю. Сдаем вещь в химчистку В момент приемки вещи на химчистку сотрудник химчистки определяет вид обработки в соответ-ствии с символами по уходу на маркировочной ленте изделия, а в случае ее отсутствия - по согласо-ванию с потребителем. При необходимости исполнитель обязан спороть фурнитуру, которая может быть повреждена в про-цессе чистки, пришить к изделию съемные детали. В момент сдачи вещи в химчистку следует внимательно изучить содержание оформленной квитан-ции, прежде чем ее подписать и оставить вещь. Если в квитанции приемщица указала, что краситель на дубленке нестойкий и вещь после химчистки может полинять, то подписываясь под этим и сдавая вещь, потребитель рискует, так как химчистка в данном случае освобождается от ответственности за повреждение вещи. Если потребитель был предупрежден об особых свойствах вещи, которые могут повлечь ее повре-ждение, то претензии к химчистке потребитель предъявить по данному поводу не сможет (ст. 35 За-кона о защите прав потребителей). Однако, если потребитель был предупрежден только о возможном сходе красителя, а вернули вещь в дырках, то за это химчистка несет полную ответственность. Нередки случаи, когда при повреждении вещи, химчистка ссылается на то, что сотрудник химчистки не мог обнаружить ее "особые свойства", т.е. дефекты вещи, которые привели к повреждению, были скрытыми. Действительно, согласно п. 3 ст. 35 Закона о защите прав потребителей исполнитель осво-бождается от ответственности, если особые свойства (дефекты) вещи не могли быть обнаружены при надлежащей приемке этой вещи на химчистку. Однако, если приемщица в момент приемки вещи не выполнила предписанных ей проверочных ме-роприятий (проба на стойкость красителя и т.д.), то такая приемка не может считаться надлежащей. Приемка вещи на химчистку также сопровождается оценкой процента ее износа. Если потребитель не согласен с указанной оценкой, то он вправе настаивать на объективной оценке вещи. С момента принятия вещи химчистка несет ответственность за сохранность этой вещи (п.12 Правил). Претензии к качеству оказанной услуги При получении изделия из химчистки потребитель обязан проверить сохранность исходной формы, целостность, размеры, цвет, рисунок, рельефность. Если все-таки потребитель оказался в ситуации, когда в момент приемки вещи из химчистки он обна-ружил какие-либо повреждения, изменение цвета вещи, неочищенные пятна, дыры и т. п., то необхо-димо составить двусторонний акт с указанием всех обнаруженных дефектов. Если химчистка от со-ставления вышеуказанного акта отказывается, то вещь забирать не стоит и необходимо направить в адрес химчистки письменную претензию с описанием состояния вещи в момент сдачи в химчистку, указанием обнаруженных дефектов выполненных работ и заявить соответствующие требования. Вру-чить ее необходимо в двух экземплярах лично специалисту химчистки, получив на своем экземпляре
отметку о принятии (печать, подпись, дата), либо в случае отказа принять претензию, послать ее по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. В претензии потребитель согласно ст. 29 Закона о защите прав потребителей может предъявить сле-дующие требования: * безвозмездно устранить недостатки оказанной услуги (выполненной работы); * уменьшить цену оказанной услуги (выполненной работы); * безвозмездно изготовить другую вещь из однородного материала такого же качества или по-вторно выполнить работу; * возместить понесенные потребителем расходы по устранению недостатков оказанной услуги (выполненной работы) своими силами или третьим лицом; * расторгнуть договор об оказании услуги (выполнении работы) и потребовать полного возме-щения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки оказанной услу-ги (выполненной работы) исполнителем не устранены. Если химчистка не согласна с претензиями потребителя к качеству выполненной работы или отказы-вается признавать свою вину за порчу вещи, то потребитель может настаивать на проведении испол-нителем независимой экспертизы, либо после составления акта (подачи претензии) забрать вещь и провести экспертизу за свой счет. В данном случае проводится технологическая экспертиза, направ-ленная на выявление нарушений технологии химической чистки. В случае полной или частичной утраты (повреждения) вещи, принятой от потребителя на химчистку, исполнитель обязан в трехдневный срок заменить ее однородной вещью аналогичного качества и по желанию потребителя изготовить изделие из однородного материала в разумный срок, а при отсут-ствии однородного материала (вещи) аналогичного качества - возместить потребителю двукратную цену утраченной (поврежденной) вещи, а также расходы, понесенные потребителем (ст. 35 Закона о защите прав потребителей). Поскольку у химчистки, как правило, отсутствует возможность предоставить аналогичную вещь вза-мен поврежденной, то потребителю можно сразу предъявлять требование о возмещении двукратной стоимости вещи. Ее стоимость можно подтвердить чеками, если они сохранились, либо получить за-ключение о среднерыночной стоимости вещи в организации, проводящей оценку вещей. Цена утраченной (поврежденной) вещи определяется, исходя из цены вещи, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено исполнителем в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование потребителя добровольно удовлетворено не было (ст. 35 Закона о защите прав потребите-лей). В случае необходимости обращения за услугами по оценке (экспертизе) вещи, следует обязательно сохранить квитанции об оплате указанных услуг. Данные расходы химчистка должна будет компен-сировать потребителю, если будет доказано, что, например, дефекты вещи появились в результате некачественного оказания услуг по химчистке. Если руководство химчистки откажется в досудебном порядке удовлетворить требования потребите-ля, то ему следует обращаться за защитой своих прав с иском в суд. Следует знать, что статья 17 Закона о защите прав потребителей предоставляет потребителю право обратиться по своему выбору с иском в суд по месту: нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства; жительства или пребывания истца; за-ключения или исполнения договора. Также потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.
*
Специалист-эксперт территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Рес-публике-Чувашии в г.Новочебоксарск Петрова Наталия Александровна