Мои достижения


















Аннотация : статья посвящена проблеме лжи у детей дошкольного возраста

Ключевые слова  : Ложь у дошкольников, лживое поведение, причины лжи

С появления на свет дети оказываются вовлеченными в межличностные отношения, и каждый период их развития обусловливается определенной социальной ситуацией, продвигающей вперед психические процессы и личностное развитие. Ложь как осознанное изменение истинных фактов возникает тогда, когда ребенок начинает понимать надобность принятия различных правил поведения, когда ему предъявляют новые для него требования. В итоге образуется ситуация, когда нравственные нормы и собственные потребности не совпадают .«Ложь» принимает главенствующий статус и  подобное явление перерастает в психологическую проблему. 

По мнению большинства психологов (Мухина В.С., Абрамова Г.С., Пэрну Л. И др) феномен детской лжи связан с тем, что дети до определённого возраста (до 5 лет) не всегда умеют отличить реальность от воображения и принимают игру за действительность.

Причинами же лживого поведения дошкольников 6-7 лет, чаще всего становится  самозащита, получение какой-либо выгоды, желание сделать лучше, завоевание авторитета. Ребенок привлекает внимание к себе враньем, чтобы выделиться среди остальных детей в группе, чтобы казаться лучше, сам себе создает высокий рейтинг. 

В качестве основных мотивов детской лжи  американский учёный П. Экман (1991) называет – стремление избежать наказания; желание не создавать неловкую ситуацию; избегание стыда; стремление добыть нечто, чего иначе не получишь; защиты друзей от неприятностей; повышение социального статуса, стремление завоевать признание и интерес со стороны окружающих; 

Ложь может возникнуть и как побочное следствие развития потребности в признании, потому что волевая сфера ребенка недостаточно развита для последовательного выполнения поступков, ведущих к признанию.Возникает она  и как компенсация недостаточности волевого (произвольного) поведения.

Причиной детской лжи часто могут становиться и сами родители, которые своим поведением воспитывают в ребенке эту привычку: подавая негативный пример или не оставляя ему другого выхода излишней строгостью, скупостью на похвалу и тому подобное

Изучение сферы общения детей с разной степенью склонности к обману показало что дети в отношении которых родители используют не адекватный стиль воспитания, обманывают значительно чаще. В качестве причины детской лжи  можно отнести  страх ребенка, вызванный требованиями безусловного подчинения взрослым, их авторитаризмом и самодурством, выделил и назвал русский учёный Н. А. Добролюбов. Полное подчинение детей воле родителей и педагогов формируют безразличное отношение к добру и злу, самооправдание безнравственных, бесчестных поступков ,считает он. В семьях где практикуется гармоничный стиль воспитания, как правило растут дети менее к намеренному искажению действительности.

Дети из неполных семей в большей мере стремятся оправдать ложь . К преднамеренной лжи нередко могут привести и нереализованная потребность в признании и самоутверждение среди сверстников.Таким образом,исходя из анализируемых исследований, можно сделать вывод,  что главными мотивами  детской лжи являются страх  наказания и желание  сохранить положительную самооценку  собственного образа. Все эти суждения, в свою очередь, ведут к следствию того, ложь – одна, из наиболее значимых проблем детства, что дети дошкольного возраста обязательно в какой-то момент начинают лгать, поскольку они живут в мире, где это явление встроено в контекст жизни. 

Подводя  итог,  можно  сказать,  что лживое поведние - это привычка жить и действовать в искажённом, выдуманном мире, что неизбежно приводит к разрушению социальных контактов, отвержению. Если ребенок часто лжет, есть повод насторожиться, выяснить причину этого и принять соответствующие меры.  

Далее рассмотрим специфические особенности и причины детской лжи. Исследование психологов Оклендер В обнаружило, что среди лжецов, по сравнению с правдивыми детьми, оказалось больше тех, чей коэффициент интеллекта ниже среднего. Из тех детей, чей коэффициент был самым высоким, не лгал никто. Таким образом, выявилась тенденция - чем выше коэффициент интеллекта, тем дети менее склонны ко лжи.