Мои публикации

Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников

Важную роль в профилактике речевых нарушений у дошкольников играет совместная  деятельность логопеда, воспитателя и родителей с целью создания эффективных условий для правильного развития речи ребенка. Так как речь формирует личность ребенка и формируется по подражанию, т.е. в процессе общения окружающими его взрослыми и не правильное речевое окружение  и воспитание может стать причиной возникновения речевого дефекта. Своевременная профилактика речевых нарушений у дошкольников тесно связана с предупреждением нервно- психических отклонений в состоянии здоровья.

В настоящее время сложилась  ситуация, в которой мы видим, что  количество детей, которые имеют отклонения в речевом развитии, значительно выросло. Среди них большая  часть -  это дети дошкольного возраста, страдающие  общим недоразвитием речи. Имея полноценный слух и интеллект, они не готовы к усвоению школьной программы из-за несформированности лексической, грамматической и фонетической сторон речи.  У дошкольников, страдающих общим недоразвитием речи,  часто отмечаются недостаточная устойчивость внимания, снижение объема  памяти, эмоциональная возбудимость, отставание в двигательной сфере, недостаточным  развитием  моторики пальцев рук  и т.д.

В связи увеличением числа детей, страдающих речевыми нарушениями  на сегодняшний день,  актуален поиск новых форм,  методов и приемов  коррекционной работы. В данном случае актуальность проявляется в выборе системного и комплексного подхода при коррекции речевого,  психического и соматического развития ребенка. В специальной литературе, в различных методических и научно-популярных изданиях дефектологи, логопеды, педагоги и психологи представляют новые нетрадиционные формы работ с детьми в дополнение к традиционным методам. Можно отметить работы таких авторов как  Е.А. Пожиленко, В.В. Коноваленко,  М.И. Чистякова,  М.А. Поваляева,  и др.

Специфика нетрадиционных методов  направлена на: развитие ребенка и  процесса его обучения, воспитания, коррекции имеющихся отклонений. Она включает в себя  коррекционную работу, которая направлена на исправление либо ослабление имеющихся нарушений, и развивающую работу, которая направлена на раскрытие возможностей ребенка и достижение им оптимального уровня развития.

Для вырабатывания чётких и согласованных движений органов артикуляции помогают не только проведение артикуляционных упражнений в традиционном виде, но и разнообразные упражнения с применением ложек, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей. Дети помогают ложками поднимать свой язык к верхнему небу, делая при этом  массаж языка и  губ, при помощи поколачивания, похлопывания и поглаживания  ложкой.

Следующий метод, применяемый в логопедической практике - упражнения с водой, которые способствуют усилению кинестезий, т.к. вода  активнее раздражает чувствительные зоны в полости рта, стимулируя при этом иннервацию.

Активно используемый нетрадиционный метод в коррекционной работе - логопедический массаж и обучение самомассажу, который  способствует быстрой нормализации тонуса артикуляционных мышц и формированию координированных артикуляционных движений. Возможно применение различных видов логомассажа, комбинирования  и дополнения отдельными элементами: классический, точечный, с применением массажёров, силиконовых напалечников, чупа-чупсов, зубных щёток, леденцов, прорезывателей для зубов, и т.д. Так же  для более активного воздействия на артикуляционные мышцы применяют  криотерапию - поочерёдное прикладываниегорячего и холодного на короткое время к мышцам губ, щёк, языка.

К относительно новым нетрадиционным методам в логопедической практике относятся песочная терапия, т.к. игра с песком - это естественная и доступная форма деятельности для ребенка, где он может выразить свои переживания, страхи; Су – Джок терапия; парадоксальная гимнастики А.Н. Стрельниковой, которая способствует увеличению объема вдоха и диафрагмального выдоха; «куклотерапия» - применяется при нарушении поведения ребенка, страхах, с любимым образом героя из сказки, мультфильма или любимой игрушкой разыгрываются с детьми истории, связанные с травмирующей ситуацией, где сюжет заканчивается бурными эмоциональными реакциями, снятием напряжения.

Сказкотерапия, еще один из  нетрадиционных методов, которая позволяет расширять кругозор и формировать представления об окружающем мире. Через сказку у дошкольника развиваются навыки ролевого поведения. Она оказывает влияние на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы. На логопедических занятиях так же  можно использовать приёмы музыкотерапии, например, прослушивание музыкальных произведений во время штриховки или рисования; выполнение ритмических движений под музыку; пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение и т.д.

Таким образом, используя нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников в коррекционной деятельности, мы сможем достичь высоких результатов, так как важную роль играет эмоциональный настрой ребенка, его желание активно взаимодействовать и способность к проявлению волевых усилий для достижения успеха [1].

 

Литература

1.       Коноваленко, В. В. Хлоп-топ. Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми 6-12 лет / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – М. : Изд-во ГНОМ, 2018. – 32 с.